После недели скандальных препирательств Американская Киноакадемия в конце прошлой недели огласила новые правила голосования и формирования своих руководящих органов. Всё ради достижения «большего разнообразия».

 

Имеется ввиду, прежде всего, разнообразие расовое, хотя эту цель по-ханжески почему-то на первый план выпячивать не стали. Такая поспешность перемен продиктована стремлением избежать вселенского скандала на ежегодной церемонии вручения «Оскаров» 28 февраля, которую некоторые чернокожие звезды пригрозили бойкотировать из-за того, что в списках номинантов на «Оскар» по всем 20 актерским номинациям опять не нашлось места афроамериканцам. Одни белые. Скандал подняли чернокожие режиссер Спайк Ли (он-то как раз был номинирован, но не как актер, разумеется) и актриса Джада Пинкетт-Смит, жена рэпера и актера Уилла Смита. Вот эти трое и пригрозили бойкотом.

 

Тема расизма в Америке – больная. Особенно после ряда массовых беспорядков на расовой почве после убийства белым полицейскими нескольких чернокожих. Негласно и гласно в стране по-прежнему действуют льготы при приеме черных в университеты (для них значительно упрощают критерии приема) и на работу в государственные и частные компании. Быть обвиненным в расовой дискриминации следящими за соблюдением «разнообразия» многочисленных общественных организаций черных – страшный грех и риск нарваться на занудный судебный процесс. Лучше принять на работу человека более низкой квалификации. На деле подчас это представляет собой ничто иное, как проявление «черного расизма». Но в Америке публично слишком активно обсуждать эту тему не принято.

 

Теперь в Киноакадемии удвоят долю женщин (до 48%).Также представителей групп, деликатно определенных как «представляющих разнообразие», станет 14% от общего числа 6 261 киноакадемиков. Кстати, 94% из них – белые. Тогда как доля чернокожих в населении США — примерно 12%. А вот президент Киноакадемии уже сейчас – чернокожая Шерил Бун Айзекс. Правление Киноакадемии теперь пополнится тремя новыми членами, которых лично госпожа президент и назначит. Сейчас там 17 женщин из 51 члена, а Айзак- единственная представительница афроамериканцев.

 

Есть и другие процедурные изменения. Но ясно, что негласно теперь будут стараться всячески выискивать чернокожих номинантов и тащить их «за уши» к награде. В советское время мы все это проходили – с рабфаками, процентовкой рабочих и крестьян, а также представителей тех или иных национальностей в партийных и прочих структурах. За счет принципов профпригодности, разумеется. В определенные времена мог и открыто быть поставлен вопрос – что-то у вас там слишком много евреев. А, скажем, украинцы, напротив, шли всегда по разряду фактически «титульной советской национальности», что бы сейчас ни говорил в Киеве про страшную «угнетенность» их при советской власти.

 

Если посмотреть на историю оскаровских номинаций, то видно: расклад по национальной принадлежности лауреатов не совпадает с пропорциональным составом населения Америки. Начиная с 1929 года, когда была основана традиция, из общего числа 1668 номинаций лишь 6,7% пришлось на долю небелых актеров. Зато в последние 25 лет число небелых по актерским номинациям составило 12,4%, 62 человека. С 2010 года, правда, небелых номинантов было 8,3%. «Расслабились», видно, при Обаме, считая, что расовый вопрос решен окончательно. Ан нет. Хотя это все равно лучше, чем, скажем, в период с 1940 по 1950 год, когда на Юге еще действовали расовая сегрегация: при белом населении Америки в 89% из 200 номинантов на «Оскар» оказалось лишь 3 небелых (1,5%).

 

Печально, если теперь вместо оценки сугубо профессиональны достоинств актеров киноакадемики будут обращать внимание на цвет их кожи. Чтобы непременно дать награду черным, испаноязычным, китайцам, затем пойдет речь о «недопредставленных актерах» от сексменьшинств. И так до бесконечности. В ответ можно поставить ребром о «преступно низком» представительстве белых, скажем, в американском баскетболе и еще ряде видов спорта. Потому как всякий политический маразм надо доводить до логического конца.

 

Георгий Бовт