«Опять англичанка гадит», — сказал бы русский простолюдин начала XX века на своем простецком русском языке, узнав о решении Высокого суда Лондона по делу об убийстве Александра Литвиненко.

 

Высокомерный, чопорный и запальчивый, всё время интригующий Альбион гадил нам в нашей истории немало.

 

Самое известное, пожалуй, их вмешательство в судьбу нашей страны — убийство императора Павла I в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Раздраженная союзом России с Наполеоном — а союз этот обеспечивал преобладание этих двух великих держав в Европе и впрямую угрожал английским колониям в Индии, — «англичанка» составила заговор против императора Павла.

 

Среди участников заговора самыми влиятельными людьми были Никита Панин, граф Пален, Беннигсен, братья Зубовы. Именно Николай Зубов нанес императору роковой удар золотой массивной табакеркой в висок.

 

Механизм заговора был таков.

 

Сестра братьев Зубовых — Ольга (после замужества — Жеребцова) была любовницей английского посла в России Чарльза Уитворта.

 

После разрыва Павлом дипломатических отношений с Великобританией Ольга Жеребцова улизнула вместе с послом в Великобританию.

 

Уже после убийства императора Ольга Жеребцова получила от английского правительства 2 млн рублей для раздачи заговорщикам, однако оставила их себе.

 

Французский император Наполеон — а у него была лучшая шпионская сеть в Европе — прямо объяснял убийство Павла «действием английского золота».

 

Нагадила России «англичанка» и в 1917 году. За сохранение России в составе антигерманского союза Антанты интриговал английский посол Джордж Бьюкенен, у него дома на обедах и ужинах собирались вожди буржуазной революции марта 1917-го, те, кто добился отречения Николая II от престола, англичане подозревали царя в симпатиях к Германии и намерении сменить лагерь.

 

Великобритания давно уже не Великая Держава, этот статус она потеряла сразу после Второй мировой войны, победителями в которой оказались СССР и США, а тотчас после Великобритания потеряла Британскую Империю, но гонор и агрессия остались отличительными чертами характера этого островного государства и его правительств и парламента.

 

Великобритания демонстрирует гонор и агрессию при каждом удобном случае.

 

Сколько раз по инициативе Великобритании портились отношения с Россией, и не сосчитать! Высылка дипломатов, подковерные трюки и прямая ненависть — обычные атрибуты поведения властей Великобритании.

 

Совсем не из доброты приняла к себе в Лондон Великобритания рекордное количество российских олигархов — и отпущенных Россией, и сбежавших из России, — но из веками культивируемой, уже наследственной ненависти к нашей стране.

 

Вот и сейчас, через 10 лет после смерти не уважаемого мной Александра Литвиненко (скончался он в ноябре 2006 года в Лондоне), не удержались англичане от того, чтобы не нагадить по исторической традиции.

 

Литвиненко был неприятный тип, и это не мнение одной лишь российской стороны. Кличка у него была Сквозняк, получил он такую красноречивую кличку, еще работая в КГБ-ФСБ в 1988–1999 годах, но позднее кличка перекочевала с ним на Запад и так его называли и многие западные журналисты. В 2000 году Сквозняк с семьей бежал в Великобританию.

 

Вдова Литвиненко Марина сама заявила в суде, что Александр сотрудничал с британскими спецслужбами и получал за это сотрудничество ощутимые суммы в фунтах стерлингов. Упоминалась сумма в £2 тыс. ежемесячно, но упоминались и другие суммы в десятки тысяч. Завербовал Литвиненко некогда сам Джон Скарлетт, высокопоставленный английский разведчик, и сделал это, якобы еще когда Сквозняк был офицером ФСБ.

 

Но не только с британскими разведчиками сотрудничал Литвиненко-Сквозняк, сотрудничество с ним признала и испанская разведка.

 

Как бы там ни было, подполковник Литвиненко никогда не считался достоверным источником информации, его сенсационные разоблачения не были подкреплены доказательствами. «У Литвиненко серьезные проблемы с репутацией заслуживающего доверия человека» — так его характеризовал немецкий «Шпигель».

 

Я не стану ввязываться в спор о том, кто при помощи полония отправил на тот свет Литвиненко. Для этого у меня нет полного объема нужной информации. А выглядеть рассуждающим дилетантом я не желаю.

 

Для концовки статьи я выбрал вот что. Убойной силы убедительный конец.

 

Я процитирую отца Александра Литвиненко, Вальтера Литвиненко.

 

Сказано в 2012 году.

 

«Если бы я знал, что мой сын работает на британскую разведку, я бы даже говорить не стал о его смерти. Его б могли просто застрелить наши спецслужбы, и они бы имели право на это. В предателей надо стрелять. Вот и всё».

 

Эдуард Лимонов, газета «Известия»