Пока банковские аналитики, эксперты и трейдеры ломают голову о том, сколько стоит нефть, прагматичные военные заправляют авиационным керосином самолёты и летят бомбить противника.

 

Биржевые тонкости уходят на второй план, когда на первый выходят вопросы безопасности, войны, обороны и/или необходимость превзойти противника, в т.ч. оказывая на него давление военным присутствием.

 

Давление – именно так можно охарактеризовать появившиеся в 2014-2015 гг. новые «сапоги на земле» армии США в Восточной Европе.

 

По многочисленных закупкам Армии США в Европе можно сделать выводы не только о числе танков-самолетов, строительстве туалетов и гигиенических условиях существования американских военных у границ РФ, но и про конкретные ценовые характеристики на жизненно важные для военных действий товары и услуги.

 

Пентагон второй год подряд проводит закупки топлива для техники, размещаемой в Восточной Европе, и то тому, на каких условиях компании готовы поставлять ресурсы, а Пентагон готов их покупать, можно оценить взаимоприемлемые цены для краткосрочной перспективы, например, на дизель и авиационный керосин.

 

Метаморфозы этих закупок отчасти сенсационны, отчасти очень выразительно характеризуют:

 

– конъюнктурные ожидания Министерства обороны США о том, в какую цену обойдется заправка военной техники до 30 апреля 2018 года,

 

– прагматичное отношение Пентагона к странам, разрешившим размещение на своей территории баз США.

 

В начале 2015 года Пентагон разместил ряд тендеров на покупку топлива для своих подразделений в Восточной Европе.

 

Изначально логистическое агентство Министерства обороны США (Defense Logistics Agency) публиковало эти конкурсы с «маскирующими» названиям «Central Europe» – хотя это были закупки для группировки Армии США в Восточной, а не Центральной Европе.

Например, закупка авиационного керосина в Румынию, Болгарию и Латвию.

 

5 марта 2015 года, когда биржевая цена на нефть марки Brent составляла более 60$ за баррель, Пентагон заключил долгосрочный контракт до 30 апреля 2018 года на приобретение авиатоплива для своих войсковых подразделений в Восточной Европе.

 

Условия: $1,491840 за галлон. Это примерно 30,3 тысячи рублей за тонну (по курсу рубля к доллару на 5 марта).

 

Такая цена была ненамного выше, чем в тот момент у перепродавцов в России, реализующих керосин ТС-1 (авиационный ГОСТ) с Киришского НПЗ (разница составляла несколько процентов).

 

Спустя полгода объявлено несколько новых тендеров – и наконец, продемонстрирован новый уровень отношений к странам «Восточной Европы»:

 

Во-первых, число адресатов поставки топлива существенно возросло. Во-вторых, тендер озаглавлен «говорящим названием» – «Центральные Балтийские Регионы» (CBR – Central Baltic Regions).

 

В эту группу стран вошли Румыния, Болгария, Литва, Эстония, Латвия и … Украина, тоже оказавшаяся в Балтийском регионе.

 

Местоуказание CBR, вероятно, выбрано для обозначения главного опорного пункта присутствия Армии США в Восточной и Центральной Европе – это Балтика: территория, на которой базы армии США наиболее близко подходят к российским границам.

 

Местоуказание ещё и своего рода выбор центра притяжения, центра нагрузки основных действий армии США в Восточной Европе.

 

Несмотря на то, что категории закупаемого топлива по указанным двум тендерам совпадают не во всём (в первом конкурсе – преимущественно дизель для военных судов, во втором – преимущественно авиационный керосин), примечательно изменение цен на аналогичные закупаемые Пентагоном виды топлива.

Если не принимать во внимание очень вероятную коррупционную составляющую сделок, получается, что при цене нефти в 60$ за баррель Министерство обороны США нашло поставщика авиационного топлива за $1,491840.

 

Спустя 9 месяцев ситуация радикально изменилась: 8 января 2016 года подведены итоги конкурса на выбор поставщика для «Центральных Балтийских Регионов».

 

Цены на нефть снизились вдвое по сравнению с мартом 2015 года, но Пентагон не нашел поставщиков на сходных условиях.

 

До 30 апреля 2018 года:

 

– на эстонскую базу будет отправляться керосин по цене $ 2,053701 за тонну (по сравнению с $1,491840 – весьма ощутимый рост),

 

– на латвийскую базу – керосин по цене $ 2,038390 за тонну.

 

Победила маленькая шотландская компания Stonewin Capital LP – поставки для Пентагона её единственный проект.

 

Грубо математически: стоимость заправки американских самолетов в Балтийском регионе в трехлетней перспективе за 9 месяцев возросла на 40% (!) при падении вдвое цены на нефть.

 

Если это не коррупция, то это весьма выразительные ожидания Пентагона и его контрагентов в отношении перспектив роста цены на топливо на 2016-2018 гг.

 

Министерство США договорилось заправлять керосином свои самолеты по цене свыше 52 тысяч рублей (!) за тонну (по нынешнему курсу рубля к доллару).

 

В России, в нескольких сотнях километров от баз США в Прибалтике, авиационный керосин на январских торгах продавали по 30385 рублей за тонну – на 78% дешевле, чем будут получать его американские военные от шотландской фирмы.

Это либо коррупция, либо прагматичные ожидания коррекции цены топлива – главное, чтобы горючка была в баках, а за ценой Пентагон не постоит (небольшие объемы поставки пусть никого не смущают – обычная практика, когда они корректируются дополнительными соглашениями без проведения закупок).

 

Вышеуказанные факты выразительны в плане сравнения наших и «их» цен на горючее. «Шокирующая» информация о низких ценах на бензин в США, как правило, опровергается фактами.

 

Например, чудесное снижение цен на бензин в одном из городов штата Мичиган до 7,8 рубля за литр (по текущему курсу ЦБ) в практическом преломление оказывается не столь удивительным.

 

7,8 рубля – всего лишь ценовая война трёх бензоколонок маленького городка.

 

Цена на бензин в США имеет другой порядок: стоимость галлона бензина в среднем по стране составляет $1,89 (около 40 рублей за литр).

 

Сводки от людей, только что заправлявших бак в США:

 

– AU-87 (Техас) по $1,74 за галлон (46 центов за литр),

 

– $2,80 – $2,88 за галлон AU-95: Лос-Анджелес – в зависимости от того, где находится бензоколонка,

 

– $1,8 за галлон AU-92 (Колорадо, Денвер)…

 

Истерия по поводу того, как хорошо «там» и плохо здесь – предсказуемый информационный проект (в России это даже своего рода жанр).

 

Резюме данной сводки таково: самолеты армии США будут заправлять баки, чтобы полетать вдоль умозрительной линии соприкосновения с Россией, на 70% дороже, чем наши самолеты, которые будут охранять границу с другой стороны от этой линии.

 

Вечерний Политрук