Японский премьер Синдзо Абэ напомнил миру, что экономика Китая стала неотъемлемой частью мировой экономики. «Мы не можем отделить китайскую экономику от мировой», — объяснил он. Собственно, в том, что Китая является «мировой фабрикой», никто и не сомневается. Иное дело, что Поднебесную лихорадит: китайская фондовая биржа тянет вниз европейские и американские индексы. Если глобальный финансовый кризис в 2016 году всё же грянет, то начнётся он с Китая и с падения спроса КНР на нефть, что неминуемо заденет и Россию.
В 2014-2015 гг. на рынке акций Китая «надулся спекулятивный пузырь». «Акции, — напоминает экономист, — покупало население, в том числе самое неквалифицированное, так же, как и накануне краха 1929 г. в США». Лихорадит не только рынок бумаг. Сама экономика Китая замедляется, в ней идут деструктивные процессы, характерные для классических кризисов в развивающихся экономиках, считает Одинцов. Падение экспорта происходит шесть месяцев подряд, падает и импорт — уже тринадцать месяцев подряд. Снизились золотовалютные резервы (за 2015 г. — с 3,8 до 3,3 трлн. долл.). Кроме того, отмечается масштабный отток капитала (500 млрд. долл. за восемь месяцев 2015 г.). Наконец, девальвация юаня, начавшаяся с августа 2015 г., представляет собой в действительности валютный кризис. «Китайские компании, как в своё время российские, пишет эксперт, — достаточно резко нарастили объём валютного долга, сев на «кредитную иглу». Во втором квартале 2015 г. объём внешнего долга Китая увеличился на 63%, с 1,03 до 1,62 трлн. долларов». Общий долг компаний и физических лиц в Поднебесной достиг уже 207% от ВВП (данные на 1 июля 2015 г.), и это показатель вдвое больше, чем в 2008 г. Рост долгов создаёт риски банкротств. Пример: «дефолт» крупнейшего производителя цемента «China Shanshui Cement Group» и генерирующей госкомпании «Baoding Tianwei Group».
Избежать последствий падения фондового рынка КНР (с общими потерями около 4 трлн. долларов) крайне сложно, полагает учёный. Пострадают и банки, и компании, и частные инвесторы.
Как кризис может отразиться на мировой экономике? Вот так:
Экономика Китая неизбежно замедлится. Упадут мировые цены на сырьё, что в первую очередь ударит по экономике России, что вызовет дальнейшую девальвацию рубля до уровня 80-90 в зависимости от глубины падения цен на нефть (примерный курс = 3500/цена нефти)…»
Правда, девальвация относится к конкурентным преимуществам российской экономики. «И если убрать из нее политику, систематически уничтожающую бизнес, коррупционное налоговое бремя и постепенно дать эмиссию рубля исходя из монетизации (денежная масса М2/ВВП) не менее 80%, введя ограничения по операциям с капиталом, поток внешних и внутренних инвестиций будет огромен, — пишет экономист. — В этом случае рубль будет укрепляться, а капитал — притекать».
Одинцов напоминает и о средней продолжительности современного экономического цикла: 7-8 лет. Стало быть, высока вероятность возникновения нового кризиса именно в 2016 году (последний начался в 2008 году).
Таким образом, новый кризис может начаться в Китае и затем тряхнуть всю планету.
Неотделимость китайской экономики от мировой подчеркнул на днях премьер-министр Японии Синдзо Абэ.
В опубликованном в минувшее воскресенье совместном интервью деловой газете «Nikkei» и «The Financial Times» он сказал: «Китайские юань и акции довольно сильно колеблются… Тем не менее, с учётом реформ и открытости, Китай добился больших темпов роста и повысил уровень вовлечённости в мировую экономику».
Японский премьер отметил, что экономика Китая стала неотъемлемой частью всей мировой экономики. «Мы не можем отделить китайскую экономику от мировой», — цитирует премьера ТАСС.
Китайская экономика и не собирается отделяться от мировой.
17 января в СМИ прошли сообщения об открытии Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — настоящего конкурента Всемирному банку. На официальной церемонии выступил с речью китайский лидер Си Цзиньпинь, передаёт«Euronews».
Соглашение о создании АБИИ, напоминает телеканал, было подписано в конце июня 2015 года. Россия — третий крупнейший участник банка после Китая и Индии.
Запуск в Пекине нового глобального финансового института, сопоставимого по значению с Всемирным банком и МВФ, говорит о том, что Китай стал авторитетной державой на мировом рынке, считает замминистра финансов России, заместитель управляющего от РФ в АБИИ Сергей Сторчак.
«С этого момента можно считать, что инициатива, которую выдвинуло руководство Китайской народной республики, стала реальностью. А эта реальность, по моим ощущениям, очень сопоставима с той реальностью которая состоялась в 1944 году в Бреттон-Вудсе, когда группа стран приняла решение об учреждении МВФ и Всемирного банка», — цитирует Сторчака РИА «Новости».
Однако деятельность АБИИ никоим образом не спасёт мировую экономику от кризисов. И китайскую тоже.
В пятницу на прошлой неделе значение «Shanghai Composite» (основного фондового индекса КНР) упало до 2900,97 пункта. Об этом писал «Блумберг». Это показатель даже ниже минимума, отмечавшегося в ходе спада на рынке акций компаний КНР летом прошлого года. Эксперты уверены: глобальная экономика неминуемо перейдёт к более низким темпам роста.
«Учитывая столь удручающее начало 2016 года, падение китайской экономики продолжится, — сказал «Новым известиям» Артём Деев, руководитель аналитического департамента ФК «AForex». — Согласно обновленному прогнозу Всемирного банка, Китай «просядет» до 6,7% уже до конца 2016 года. Ситуация усугубляется возросшими рисками развязывания валютной войны. Боюсь, что, учитывая темпы девальвации юаня, Народный банк Китая именно этим и занимается. Пока же основной удар приходится на сырьевые экономики».
Разумеется, достанется и России: её экономика как раз сырьевая. Как заметил в беседе с корреспондентом «Новых известий» директор Института стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев, экономические проблемы КНР отражаются на России опосредованно, но достаточно серьёзно.
«В последние годы две трети мирового прироста спроса на нефть, в том числе нашу, отечественную, обеспечивал именно Китай. Сейчас всё иначе», — заметил эксперт.
Пусть экономика КНР и не пойдёт вниз (т. е. продемонстрирует спад, отрицательные показатели), но замедлит свой рост, характерный для Поднебесной уже несколько десятилетий, это немедленно отразится на всей мировой экономике. В 2016 году эксперты предсказывают новый финансовый кризис, который начнётся со снижения темпов роста КНР.
Снижение энергетических потребностей «мировой фабрики» неизбежно приведёт к сокращению спроса на нефть, и при избытке предложения цены на чёрное золото просто рухнут. Сегодня уже не выглядят удивительными прогнозы некоторых западных финансистов о грядущих ценах на нефть в 10 долларов за баррель.
Падение цен на нефть сильно ударит по сырьевой экономике России. Курс рубля продолжит снижаться, а перспективы «стабилизации» и даже «подъёма» российской экономики, который недавно предсказал В. В. Путин, превратятся в перспективы достижения очередного яруса «дна», о котором в прошлом году, помнится, любил рассуждать министр Улюкаев.
Нет Комментариев