В начале сотворил Бог небо и землю. Так начинается Священное Писание, и в этом стихе мы сталкиваемся с возникновением хаоса. Именно хаоса, потому что сотворенная материя не была собственно землёй. В том же стихе мы читаем: земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. Бездна воды это единая материя, неоформленная и неразличимая. Это первобытный хаос, из которого в своё время возникнут звезды, планеты, газо-пылевые облака и все, что воспринимается нами посредством нашей телесной природы. Но это потом, а в начале возник хаос или вода. Вода как символ первозданной стихии.

Когда крестят человека, его стараются погрузить в воду с головой. И здесь есть мистическая символика: Крещение есть смерть для греха и рождение в Божественную Вечность, иначе говоря, полное переформатирование человеческого существа. На свет появляется тот, кого не было прежде. И появляется из хаоса, в котором перед этим исчезает некто другой. Погружение и восстание из воды, таким образом, это и самоуничтожение в хаосе, и рождение из него. Также, как Дух Божий, носящийся над водой, вызвал из мёртвого хаоса, из водной бездны жизнь, так же он вызывает к жизни и нас, когда мы принимаем Крещение.

Дух является оплодотворяющей и оживотворяющей силой, которая работает с мёртвой материей, вкладывая в неё идеи и принципы, наполняя логосами, заставляя принимать формы, двигаться и исполнять замысел.

Праздник Крещения должен напоминать нам об этом несказанном могуществе Духа, который при нас, на наших глазах, воссоздает картину первых моментов творения. Приходя к мёртвой воде, к омертвевшим душам и сердцам, и наполняя все Собою, Господь являет Своё благое могущество. Вся тварь благословляется, все наполняется огнём и светом, и мы получаем неизреченный опыт обновления, соприкасаемся с чистотой первозданности.

Всем в этот великий таинственный праздник я желаю самим стать освящённой водой, обновить купели своих сердец и возрадоваться пришествию Господа.

Диакон Павел Шульженок