По официальным данным Банка России, чистый отток частного капитала из страны резко сократился: если в 2014 году он составлял (с корректировкой на операции Банка России с российскими коммерческими банками) 132,0 млрд.долл., то в 2015 — в 2,6 раза меньше: 60,7 млрд.долл.. В IV квартале сокращение бегства капитала и вовсе составило 4,8 раза: 13,0 против 62,8 млрд.долл..

Михаил Делягин отметил: «Обычно величину чистого оттока частного капитала указывают без учета сальдо валютных операций Банка России с российскими банками, что некорректно, так как деньги, вовлеченные в эти операции, остаются в стране. Поэтому публикация в последние годы уточненных данных по оттоку частного капитала наряду с первичными данными — позитивный факт, свидетельствующий о большей открытости Банка России и о более профессиональном отношении к предоставляемой им информации.

Вместе с тем радость по поводу сокращения чистого оттока частного капитала не должна быть чрезмерной. Это действительно позитивное событие, но вызвано оно не улучшением конъюнктуры и не успехами экономики, которым просто неоткуда взяться в условиях либеральной политики правительства Медведева и Банка России Набиуллиной, в стиле 90-х блокирующей развитие и поощряющей спекуляции.

Главная причина бегства капитала — отсутствие возможностей применения внутри страны валюты, зарабатываемой на экспорте. Сжатие экспорта привело к сокращению объема зарабатываемой валюты — и, соответственно, к сокращению ее вывода из страны. Бегство капиталов замедлилсь просто потому, что бежать стало нечему.

Но, конечно, нельзя отрицать и того, что прошлогодняя паника закончилась: российское общество, включая бизнес, освободилось от иллюзий в отношении вредительской политики либералов и враждебного тношения Запада, и перестало испытывать в связи с этим влияющие на хозяйственное поведение негативные эмоции».


2016.01.20 , Банк России