Ссылаясь на ТАСС и «Sputnik», российские СМИ тиражируют новость о грядущем визите эмира Катара Тамима бен Хамада аль-Тани в Россию. Визит может состояться «очень скоро», то есть в самое ближайшее время. По данным неназванного источника, эмир может прилететь в Москву на следующей неделе. Тем не менее, официальных заявлений о визите пока нет.
Утром 13 января ТАСС сообщило: эмир Катара Тамим бен Хамад аль-Тани намерен посетить Россию.
«Такой визит планируется и может состояться очень скоро», — сказал неназванный собеседник агентства.
Другой источник, тоже неназванный, сообщил, что эмир может прибыть в Россию на следующей неделе.
Вечером того же дня аналогичная информация появилась на сайте РИА «Новости».
Визит эмира Катара в Россию запланирован на ближайшее время, заявил агентству «Sputnik» катарский дипломатический источник, указывается в публикации.
«Визит запланирован, идёт подготовка к нему. Однако мы не знаем точную дату; думаю, на следующей неделе, но официального заявления о визите пока нет», — отметил неназванный источник.
По его словам, планируется встреча эмира с руководством России.
Что может связывать интересы России и интересы Катара?
Напомним, 25 декабря прошлого года состоялась встреча главы МИД Катара Халеда бен Мухаммеда аль-Атыйя с российским коллегой Сергеем Лавровым. После переговоров стало известно, что стороны обсудили ситуацию на рынках энергоносителей. Россия и Катар, как выяснилось, не только дополняют и поддерживают друг друга на энергетических рынках, но и пришли к согласию по поводу продолжения этого сотрудничества.
Однако слова об энергоносителях и сотрудничестве в сфере торговли сырьём ни в коей мере не повлияли на противоположные позиции Катара и России по сирийскому вопросу.
После переговоров с Халедом бен Мухаммедом аль-Атыйей Сергей Лавров сказал лишь о «понимании». «По итогам сегодняшних переговоров у нас есть понимание с катарскими коллегами, что мы можем способствовать, чтобы процесс формирования такой делегации и начала межсирийских переговоров осуществлялся конструктивно, — цитирует министра «Euronews». — Я не буду вдаваться в детали, но такое понимание было достигнуто».
Возможность «способствовать», надо полагать, совсем не то, что способствовать на самом деле. Расхождения между позициями Катара и России настолько велики, что Лаврову пришлось это признать.
Россия и Катар не смогли устранить разногласия в подходах к вопросу о будущем Башара Асада, приводит «Би-би-си» слова Сергея Лавров, сказанные им после переговоров в Москве с катарским коллегой.
Лавров пояснил, что стороны не смогли найти понимания по вопросу о легитимности Асада. Москва рассматривает Асада в качестве традиционного союзника, а власти Катара считают, что президент Сирии виновен в военных преступлениях и должен покинуть свой пост.
Напомним, аль-Атыйя — это тот самый политик, которого многие эксперты считают организатором гражданской войны в Сирии. Кроме того, широко известно, что Катар подозревается в поддержке «Исламского государства» и осуждал Москву за поддержку Ирана. Наконец, Доха попросту угрожала президенту Асаду вторжением в Сирию.
«Если военное вторжение защитит сирийский народ от жёсткого режима, мы сделаем это», — заявил в октябре 2015 г. аль-Атыйя.
Надо напомнить и о том, что в 2011 году в Катаре был избит российский посол. Российский МИД заявил о понижении Москвой уровня дипотношений с Катаром из-за этого инцидента.
Небезынтересно мнение о правящих кругах Катара экспертов, специализирующихся на Ближнем Востоке.
Президент Института Ближнего Востока, политолог Евгений Сатановский в декабре 2015 года охарактеризовал главу катарского МИДа как ближневосточного кардинала Ришелье.
«Именно этот человек де-факто «поставил» во главе Катара нынешнего молодого эмира Тамима аль-Тани. Аль-Атыйя совершил почти невозможное для арабского мира: организовал мирный переход власти от отца к сыну. Именно он в одиночку управляет внешней политикой Катара. Аль-Атыйя — выходец из самого богатого в Катаре клана, его родной брат — министр обороны, и через него проходят огромные контракты по поставкам оружия из США, Белоруссии и других стран», — сказал эксперт газете«Взгляд».
«Его личная карьера и будущее зависят от исхода сирийского конфликта, уж очень много он поставил на это. Если российским ВКС удастся оставить Катар, Турцию и Саудовскую Аравию с носом в Сирии, то аль-Атыйя потеряет нынешнее своё положение. Ведь кем были эти люди ещё 150 лет назад? Они были обычными пиратами Персидского залива», — напомнил эксперт.
«Именно Катар и лично аль-Атыйя стоят за гражданской войной в Сирии, — уверен Сатановский. — Катар — главный решальщик вопросов на Ближнем Востоке. Формально самый влиятельный человек в Катаре — эмир, но ещё большой вопрос, у кого реальная власть: у эмира или у аль-Атыйи».
Учёный прямо назвал Катар «врагом» России: «…Более того, Катар постепенно, но верно «отжимает» у нас газовый рынок. Катар поддерживает «Братьев-мусульман» — организацию, которая признана у нас террористической. Главный идеолог этой организации Юсуф аль-Кардави уже третий раз объявляет нам войну: Афганистан, Чечня, а теперь Сирия, и совершенно спокойно живёт в Катаре под прикрытием эмира. Послушать хотя бы то, что говорят на катарском канале «Аль-Джазира» о России, и всё станет ясно. А вспомнить избиение посла России в Катаре. Это не бывает со страной, с которой могут быть какие-то общие интересы. Это враг».
Итак, «ставленник» аль-Атыйи эмир Тамим аль-Тани собирается прилететь в Россию. Зачем? Что может означать визит «врага»?
Востоковед, дипломат посольства России в Катаре в 2010-2011 гг. Эльдар Касаев полагает, что предстоящий визит эмира «говорит об успехах российской дипломатии».
«Некоторые критикуют работу нашего МИД, но у него есть заметные прорывы, в том числе на сирийском направлении, — сказал эксперт «Свободной прессе». — Второй момент в том, что монархии Персидского залива, в первую очередь, Саудовская Аравия и Катар, сейчас зашевелились».
Востоковед уверен, что «с Россией дружить нужно, хоть и не хочется». Причина проста: «Без нашей страны невозможно распутать клубок ближневосточных проблем».
И здесь катарцев интересует два момента: 1) конфессионально-этнический: они хотят свергнуть шиитов; 2) экономический — они желают провести газопровод через территорию Сирии и затем поставлять газ в Турцию, а затем в Европу. «Катар преследует свои цели, — подытожил эксперт, — и для этого пытается договариваться со всеми игроками, вовлечёнными конфликт, в том числе с Россией».
Тем не менее, эксперт считает, что серьёзных подвижек на переговорах ожидать сейчас не стоит. «Ситуация очень непростая, к тому же к ней подверстался конфликт между Саудовской Аравией и Ираном, который, несомненно, станет темой переговоров с эмиром Катара, — уточнил Касаев. — Но важен сам факт, что идёт диалог, мы пытаемся договариваться, а до этого только смотрели друг на друга через прицелы».
Вторит востоковеду арабист, старший преподаватель кафедры общей политологии НИУ «Высшая школа экономики» Леонид Исаев.
«Мы вряд ли сможем договориться с Катаром, но это не исключает необходимости самих переговоров, — сказал он «СП». — На протяжении последнего года достаточно часто происходили встречи на самом высоком уровне между руководством нашего государства и властями стран Персидского залива. И эмир Кувейта приезжал в Москву, и с саудитами мы встречались несколько раз на самом высоком уровне, и с королем Бахрейна. Но к кардинальным подвижкам это пока не привело».
Итак, ждём эмира в гости. Представители ближневосточных монархий в последние месяцы зачастили в Москву. Причина лежат на поверхности: это политика и экономика. Тот же Катар давно лелеет месту о проведении газового трубопровода через территорию Сирии и частичном вытеснении с рынка Европы крепко засевшего там «Газпрома». И в первую очередь для реализации этого проекта следует убрать из Сирии Б. Асада, противника одновременно политического и религиозного. Для достижения этой цели богатый Катар спонсирует «оппозицию» в Сирии. Этим же занимается и Саудовская Аравия. Поэтому судьба сирийского президента — первейшая тема для переговоров с Кремлём как для катарцев, так и для саудитов.
Нет Комментариев