Современные польские политики очень любят обвинять Россию во всех смертных грехах. В этом искусстве с ними, пожалуй, могут поспорить разве что главные младоевропейцы континента – украинцы да прибалты, для которых Путин является олицетворением мирового зла, а Россия — его цитаделью.

 

 

 

Однако тема «исторической вины» для всевозможных политических спекуляций полюбились именно полякам. Ситуации более чем 70-летней давности для них служат местом для поиска аналогий с нынешней геополитической ситуацией.

 

На днях еврокомиссар Гюнтер Эттингер заявил о необходимости тщательного надзора за Польшей со стороны ЕС. Такие слова европейского чиновника были произнесены им после принятия в этой стране поправок в закон о СМИ, которые предусматривают возможность уволить руководителей общественных средств массовой информации, по усмотрению исполнительной власти сокращать численность правлений и контрольных советов. Кроме того, поправки вводят процедуру назначения представителей руководящих органов в сфере общественных СМИ министром государственной казны «до момента организации новых национальных средств массовой информации». В общем и целом, поправки ставят польские СМИ под всё больший государственный контроль, что, естественно, властям ЕС не очень понравилось.

 

При этом поляки в обороне отсиживаться не стали. Так, министр юстиции страны Сбигнев Зебро раскритиковал слова чиновников ЕС, заявив, что Евросоюз использует методы «времен Второй мировой войны».

 

«Слова еврокомиссара о надзоре за Польшей вызывают у поляков самые худшие ассоциации. Я – внук польского офицера, который во время Второй мировой войны боролся в рядах Армии Крайовой с немецким надзором», — отметил польский министр.

 

Также он добавил, что в ЕС существуют гораздо более серьезные проблемы, которые Брюссель старательно замалчивает, например, беспредел мигрантов в европейских городах.

 

«События, которые возбуждают опасения по поводу безопасности находящихся в Германии поляков, СМИ скрыли на несколько дней. Я не дождался вашей реакции на такое возмутительное нарушение права граждан на информирование. Я делаю вывод, что вам легче говорить о выдуманной угрозе свободе СМИ в Польше, чем осуждать цензуру в вашем отечестве», — резюмировал Зебро.

Примеров грязных аналогий с ситуацией 30-40-х годов прошлого века со стороны поляков можно привести еще немало.

 

Отметились официальные польские лица, например, в ситуации с реализацией Россией газопровода по дну Балтийского моря «Северный поток». Так, бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сравнил в своё время этот газопровод с Пактом Молотова-Риббентропа.

 

Он заявил, что этот проект, выгодный исключительно России и Германии (последней как газополучателю в обход польской территории), представляет угрозу для Варшавы, так как Москва и Берлин начнут играть у неё за спиной в политические игры, которые весьма напоминают «сговор Сталина с Гитлером» перед началом Второй мировой войны.

 

Помимо ужасов и зверств Второй мировой, поляки ассоциировали действия России с Голодомором 1930-х годов. Так, министр сельского хозяйства страны Марек Савицкий отметил, что нынешние действия властей по уничтожению санкционной еды «напоминают Голодомор». При этом он в своем заявлении обратился со словами к президенту РФ Владимиру Путину.

 

«Я хочу призвать президента Путина, чтобы он не шел по следам своих предшественников из Советского Союза, я имею в виду 30-е года, чтобы он не уничтожал продукты, которые российские предприниматели с трудом покупают на разных рынках Европы и мира. Россияне нуждаются сейчас в этих продуктах, а в нашей славянской традиции уничтожение пищи, уничтожение хлеба считается тяжелым грехом. Господину Путину не стоит этого делать. Это напоминает голодомор на Украине и в других регионах СССР в 30-х годах», — заявил Савицкий.

 

Доходило до того, что бывший президент Польши Бронислав Коморовский сравнил российского президента Владимира Путина с Адольфом Гитлером. Об этом глава польского государства заявил в 75-ю годовщину начала Второй мировой войны. Помимо этого, Комаровский призвал западные страны не повторять ошибок прошлого, имея в виду «имперские амбиции» российского президента, и добавил, что Запад во главе с США не должен как в конце 30-х проводить политику умиротворения, которая в итоге закончилось новой общемировой войной.

 

Плюс к этому Польша сравнивала действия России на Украине с самим началом Второй мировой войны. Так, на всё той же годовщине 75-летия именитые представители польской общественности подписали открытое письмо руководству Евросоюза, в котором назвали Россию «агрессором», захватившим Крым. Среди подписавших письмо – экс-министр иностранных дел Польши Владислав Бартошевский, который был узником Освенцима и участвовал в восстании против нацистов.

 

Также в письме говорится, что российские вооруженные силы и спецслужбы действуют на Востоке Украины во многом тайно, оказывая поддержку сепаратистам, которые якобы терроризируют местное население. В конце обращения авторы призывали Францию ограничить контакты с РФ. Также они заявили, что Берлин должен ограничить деятельность российских энергетических компаний в Германии, чтобы уменьшить зависимость этой страны от российского газа.

 

Как мы видим, Польша привыкла в угоду политическому моменту эксплуатировать тему Второй мировой войны, сравнивая Россию с гитлеровской Германией, а президента РФ с немецким фюрером. При этом стоит отметить, что порой история действует и против самих поляков, причем даже их союзники.

 

Так, директор Федерального бюро расследований (ФБР) Джеймс Коми обвинил поляков в том, что они не сделали практически ничего для спасения поляков от холокоста, а зачастую даже потворствовали Гитлеру, который устроил облаву на евреев в масштабах всего европейского континента. Польша, по словам директора ФБР, несет не меньшую, чем Германия, ответственность за холокост.

 

«Хорошие люди помогли убить миллионы. В их сознании убийцы и их сообщники из Германии, Польши и Венгрии не сделали ничего плохого. Они убедили себя в том, что у них было право совершить зло, и они должны были это сделать», — заявил Коми в Музее памяти жертв Холокоста в США.

 

Потом, правда, американскому послу в Варшаве пришлось за эти слова оправдываться, но осадочек, как говорится, остался. Судя по всему, Коми просто выразил мнение части политического истеблишмента США, который, по всей видимости, далеко не с положительной стороны оценивает деятельность поляков во Второй мировой войне.

 

В сентябре прошлого года российский посол в Варшаве Сергей Андреев в одной из передач на польском ТВ заявил, что российско-польские отношения сейчас находятся на самом плохом уровне с 1945 года. По мнению дипломата, это произошло по вине Польши, которая заморозила все политические, культурные и гуманитарные контакты с нашей страной.

 

Однако наибольшее возмущение польских властей, судя по их реакции, вызвала не оценка текущей ситуации, а исторический экскурс. Коснувшись причин начала Второй мировой войны, Андреев напомнил, что Польша в течение 30-х годов 20 века многократно блокировала создание коалиции против гитлеровской Германии и сама желала присоединиться к Рейху в его походе против СССР.

 

Об этом российский посол заявил в том числе и в контексте решения Польши демонтировать памятник советскому военачальнику, освобождавшему Польшу и Прибалтику от немецко-фашистских войск Ивана Черняховского.

 

«Если говорить о нашей позиции по вопросу оспаривания освободительной роли Красной армии в 1944–1945 годах, по проблеме советских памятников, мемориалов и кладбищ в Польше, то наша позиция остается неизменной. В том числе и в деле памятника генералу Ивану Черняховскому», — заявил российский дипломат.

 

Таким образом, несмотря на то, что Польша стремится в угоду политической конъюнктуре использовать историю и историческую память для борьбы со своими «геополитическими соперниками», у неё самой, как говорится, «рыльце в пушку». Польшу тоже можно обвинить во многом, в том числе по надуманным поводам, как делают сами польские политики. Вот только подобный черный пиар Россия, стремящаяся вести игру по честным правилам, не использует.

 

Иван Прошкин