После обострения конфликта между Ираном и Саудовской Аравией Германия пока не намерена пересматривать свою политику в отношении Эр-Рияда, но и отношения с Ираном портить не собирается.

 

 

Серьёзные напряжения в отношениях саудитов с Тегераном, возникшие на минувшей неделе, стали крайне неприятной неожиданностью для немецкой стороны. Непосредственной причиной кризиса между двумя государствами стала казнь видного шиитского проповедника Нимра ан-Нимра (Nimr al-Nimr), вызвавшая возмущение в шиитском мире. Иранские демонстранты в ночь на воскресенье, 3 января, атаковали посольство Саудовской Аравии в Тегеране, устроили в нём пожар. Вскоре официальный Эр-Рияд заявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном.

 

Похоже, Берлин поначалу даже не знал, как реагировать на действия двух сторон, разорвавших отношения друг с другом. Германии потребовалось целых два дня, чтобы выступить с обтекаемым заявлением, в котором Эр-Рияд и Тегеран призываются к урегулированию всех спорных моментов. Так, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) призвал власти Ирана и Саудовской Аравии к «деэскалации напряжённости». При этом политик добавил, что «лица, принимающие в регионе решения, всё-таки осознают свою ответственность». Понятно, что для немецкой стороны углубление конфликта не сулит ничего хорошего, ни в экономическом, ни в политическом плане. Достаточно посмотреть на факты.

 

Так, в конце июля прошлого года в Тегеране побывала высокопоставленная делегация из Берлина, которая зондировала скорейшее восстановление и углубление экономических связей с Тегераном после отмены экономических санкций со стороны ЕС и США. Причём вице-канцлера ФРГ Зигмара Габриэля (Sigmar Gabriel) сопровождала тогда более чем солидная по численности и по составу группа немецких топ-менеджеров. В Тегеран отправились свыше шестидесяти человек от десятка крупнейших германских концернов, а также от предприятий, специализирующихся на производстве промышленного оборудования и высоких технологиях. Не исключено, что сегодняшнее резкое обострение ситуации в регионе может поставить под вопрос дальнейшее экономическое и политическое сближение ФРГ и Ирана. С большой долей вероятности можно предположить, что вырастут и цены на нефть, хотя бы в краткосрочной перспективе. Это вряд ли обрадует немецкого потребителя, уже привыкшего к низким ценам на бензин и солярку.

 

С Эр-Риядом официальный Берлин сегодня также завязан по многим важнейшим направлениям, поэтому не может позволить себе активно критиковать его. Особенно важна для немецкой стороны помощь Саудовской Аравии в борьбе с экстремистами из группировки «Исламский халифат». Начав операцию Бундесвера в Сирии, Германия, как никто другой, рассчитывает на военную поддержку саудитов. Отсюда и категорическое нежелание Берлина вводить экономические санкции или каким-либо образом ограничивать поставки вооружения Саудовской Аравии. Хотя ещё в начале прошлого года Федеральный совет безопасности, определяющий в том числе вопросы торговли вооружением, заблокировал все поставки оружия в Саудовскую Аравию. В качестве причины такой позиции немецкой стороны называлась тогда «крайне нестабильная ситуация в регионе». Буквально спустя полгода Берлин изменил свою позицию на прямо противоположную. В частности, Германия разрешила продажу пятнадцати немецких военных катеров Саудовской Аравии. Общая сумма заказа, который реализуется на верфи Lürssen-Werft в Вольгасте, что в Передней Померании, составляет более миллиарда евро! Интересно, что, обосновывая выдачу разрешений на поставку сторожевых катеров, Берлин говорит сегодня о «необходимости защиты нефтяных платформ» в зоне Персидского залива.

 

На этом фоне ясно, что Берлин будет делать всё возможное, чтобы погасить конфликт Тегерана и Эр-Рияда. Неслучайно глава немецкого МИДа заявил буквально следующее: «Я очень надеюсь, что волнения закончатся как можно скорее, а здравый смысл возобладает». По мнению политика, правительствам двух стран следует «способствовать тому, что действительно важно. А именно, сглаживанию военных конфликтов и поощрению политических решений в Йемене и Сирии». На фоне этих примирительных заявлений достаточно тревожно звучат последние оценки ситуации в Саудовской Аравии, сделанные Федеральной разведывательной службой (BND). По мнению немецких разведчиков, молодая политическая элита Эр-Рияда, приходящая на смену сегодняшней власти, будет действовать в регионе более жёстко и проводить «импульсивную интервенционистскую политику».

 

Алекс Вайден