Сегодня мы празднуем Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этом полном наименовании праздника содержатся важные и радостные для православных христиан слова. Более двух тысяч лет назад родился Христос. Родился не простой человек, которых рождаются миллионы, и не пророк, которых немало было до явления в мир Христа, а воплотился превечный Бог и принял на себя всю полноту человеческой природы, став Богочеловеком. Бог для того стал человеком, чтобы человек стал богом. Еще в раю неокрепший в вере человек поддался соблазну стать богом, но без Бога, в результате чего удалился от Бога – источника жизни. Но Бог не удалился от погибающего человечества. И вот Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы пришел на землю, чтобы спасти человеческий род. Поэтому мы называем родившегося Христа Господом Богом и нашим Спасителем, и это догматическое учение отражено в полном наименовании праздника.

Многие люди знают сегодняшний праздник как Рождество Христово. Для неверующих людей – это всего лишь историческое событие рождения одной из известных личностей. За таким сокращенным наименованием праздника может скрываться богоотступничество. В таком наименовании нет упоминания о Христе как о Боге и как о Спасителе. У современного человека другой бог и предмет поклонения – это богатство, служение мамоне. Прибыль как самоцель сейчас является официальной, почти религиозной догмой в капиталистической экономике. Для многих людей гораздо важней телесный комфорт, чем духовная радость богообщения, человек стремится к максимальной роскоши и безмерному потреблению всевозможных земных благ. Иоанн Златоуст, чьи молитвы мы читаем ежедневно, молился так: «Господи, не лиши меня небесных Твоих благ». А современный человек, если когда и вспоминает о Боге в трудную минуту жизни, то обращается к Нему по-другому: «Господи, не лиши меня земных благ». Такому человеку не нужен Спаситель – от мирских неприятностей его спасают всевозможные страховки на все случаи жизни, а от невозможности комфортно жить и потреблять выше своего достатка, причем прямо сейчас – очередной кредит в банке.

Следующим этапом богоотступничества, когда люди почти забыли о Боге, стало превращение праздника в абстрактное Рождество – вроде и праздник остался, и елка на месте, и подарки присутствуют, но Богу уже нет места на празднике, установленном когда-то в честь Него. Сейчас уже не каждый европеец или американец сможет ответить на простой вопрос: чье празднуется рождество? Это напоминает празднуемое сегодня событие – две тысячи лет назад Бог пришел в мир к людям, но среди людей Ему не нашлось места в человеческом жилище. Так и сейчас Богу нет места в человеческом сердце. Далее следует ожидать окончательное исчезновение праздника, например, под предлогом толерантности, когда люди окончательно забудут о Боге и сотрут любые напоминания о Нем.

Когда родился Христос, эту радостную новость сообщили жителям Вифлеема пришедшие издалека мудрецы. Также ангелы сообщили эту новость находящимся рядом простым людям с чистым сердцем. Бог пришел к своему народу, но народ этот, как выясняется, Его не ждал. Более того, Христа пытались убить те, кто свою власть ставил выше Божьей. Если бы Христос пришел сейчас, ситуация была бы такой же – люди более грехолюбивые, чем боголюбивые, не приняли бы Христа как Бога и своего Спасителя, а власть имущие попытались бы убить Его.

На ночном праздничном богослужении сегодня храмы были полны молящихся христиан. Всех нас объединяет радость о родившемся Божественном Спасителе. Но гораздо больше людей находятся вне Церкви: одним Спаситель не нужен – они не желают расставаться с греховным рабством, а другие, напротив, хотя и находятся в ежедневном круговороте земной суеты, но в глубине души стремятся к небесному. И в эти святые дни нам подобает поделиться божественной радостью, которой исполнены наши сердца, с теми людьми, кто может ее вместить.

Протоиерей Максим Колесник, настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских