Владимир Козин, главный советник Российского института стратегических исследований, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, профессор Российской Академии военных наук

Ирак сделал очередной заход с целью решения принципиальной для себя задачи: выдворить из страны турецкий танковый батальон, незаконно, без разрешения иракского руководства вторгшийся на иракскую территорию в районе города Мосул еще 4 декабря под предлогом защиты лагеря для подготовки курдских боевиков. По данным иракской стороны, общая численность турецких сил вторжения достигла 900 человек. Их сопровождают танки и БТР.

11 декабря Багдад уже второй раз обратился в Совет Безопасности ООН с просьбой добиться немедленного вывода войск Турции со своей территории, турецкое вторжение он рассматривает в качестве «грубого нарушения» Устава ООН.

Все предыдущие попытки иракских лидеров заставить непрошеных турецких вояк покинуть Ирак оказались безуспешными, несмотря на объявленный Багдадом 48-часовой ультиматум для обеспечения их вывода с иракских земель.

Багдад также пытался урегулировать ситуацию иным способом — по дипломатическим каналам, задействовав двусторонние механизмы с Турцией, но все они не увенчались успехом.

Ни к чему не привела беседа руководства иракского МИД с турецким послом в Анкаре, которого вызвали «на ковер» практически сразу после вторжения и потребовали, чтобы Турция немедленно вывела свои войска с северных иракских территорий.

Безуспешной оказалась и попытка премьер-министра Ирака поговорить по телефону с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, которого он попросил убедить Турцию как члена альянса убрать турецкий батальон из Ирака.

Безрезультатно завершилось созванное 8 декабря в Совете Безопасности ООН и закрытое обсуждение действий Турции в отношении Ирака.

Проигнорировав все эти справедливые просьбы и требования иракской стороны, президент Турции Реджеп Эрдоган словно в насмешку 11 декабря публично заявил, что не будет возвращать домой своих солдат из Ирака.

При этом он опустился до неприкрытого вранья, когда стал утверждать, что турецкий батальон был направлен в северную часть Ирака то «по просьбе иракского премьера», то «по просьбе местных иракских властей». Оба эти «основания» иракские лидеры отвергли самым решительным образом, еще раз уточнив, что ни с какими подобными «просьбами» они к Анкаре никогда не обращались.

В своем последнем письме в Совет Безопасности ООН Багдад просит этот орган принять все необходимые меры, чтобы прекратить «враждебный акт» Турции и положить конец сомнительным турецким амбициям на суверенной иракской земле. Иракское руководство также уведомило входящие в Совет страны, что оставляет за собой неотъемлемое право на самооборону в соответствии с положениями Устава ООН и нормами международного права.

Обозначенные противоправные действия Турции на иракской территории однозначно являются «оккупацией». Они также подпадают под определение «агрессия», утвержденное в ООН еще в 1974 году.

Обращает на себя внимание то, что ни США как ближайший союзник Турции, ни НАТО не осудили такой враждебный шаг Анкары против Ирака – суверенного государства и полноправного члена ООН. «Умыли руки».

Складывается впечатление, что Анкара направила свой воинский контингент в Ирак с двумя стратегическими целями: захватить часть его земель, где расположены большие запасы нефти, расширить свою территорию под шумок борьбы с псевдоисламским экстремистско-террористическим «халифатом», который США и Турция создали в качестве силового инструмента для дезинтеграции Сирии. Под предлогом «защиты» указанного лагеря одновременно в Анкаре поставили перед собой авантюристическую задачу: добиться свержения законного президента САР Башара Асада и создать обстановку перманентного хаоса и нестабильности в районе «Большого Ближнего Востока», произвольно очерченного Вашингтоном, а также западного Китая и юга России. Собрав свой «бронированный кулак» на севере Ирака, турецкое руководство, очевидно, решило создать прецедент, который позволил бы ему произвольно посылать свои вооруженные силы и на территорию суверенной Сирии.

Турция должна полностью незамедлительно вывести свои «оккупационные» войска из Ирака и никогда больше не заниматься подобными авантюрами.

Если Совет Безопасности ООН не примет по просьбе Ирака соответствующего решения, то он распишется в своем полном бессилии перед лицом зарвавшегося агрессора.

В связи с тем, что Турция становится опасным и непредсказуемым государством, США должны также вывести с турецкой территории свое ядерное оружие, размещенное на ней в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия.

Специально для аналитического агентства «Русь Православная«