По словам президента, пока конкурентное производство страны сосредоточено в сырьевом и добывающем секторах, потому Путин призвал к увеличению количества успешных предприятий в промышленности, сельском хозяйстве. Слова хорошие, слышим мы их не первый раз, говорят эксперты, но почему же тогда работа стоит? Если политическая воля есть, то должны быть разработаны и методы, главные из которых — государственный контроль, субсидирование и даже, возможно, элементы планирования.

 

Все эти методы — то, что предлагал в своем докладе для Совбеза РФ советник президента, академик Сергей Глазьев. Но все это байкотируется определенными кругами, считает экономист Михаил Делягин, в беседе с Накануне.RU он напоминает, что 3,5 года назад появились майские указы, которые правительство «блистательно саботировало» и под разными предлогами саботирует до сих пор.

 

«Путин в начале года давал поручение правительству в тех же терминах, что он давал поручения в этом своем послании – принять и проработать меры для расширения зоны обращения рубля (за пределами России), а правительство даже не «почесалось». По крайней мере, нет никаких свидетельств того, что это поручение хоть как-то хоть кто-то пытался выполнить. Если президент совершенно спокойно относится к тому, что правительство Медведева полностью игнорирует его указания – тогда какой смысл сотрясать воздух про развитие экономики? И правильно, что Медведев спит на заседаниях с его участием – что его слушать? Зачем слушать человека, который не контролирует исполнение собственных поручений?»

 

В сложившейся ситуации экономист винит также жесткую финансовую политику, заимствованную с 1990-х гг., запретительно высокую ставку по кредитам, произвол монополий.

 

Делягин считает, что для исправления ситуации нужно сделать то, что делали все развитые страны, благодаря чему они и стали развитыми — они жестко ограничили спекулятивные финансовые рынки – чтобы, если человек брал кредит для строительства предприятия, он не мог эти деньги отправить на спекулятивные операции. По мнению эксперта, иначе вся государственная политика сводится к стимулированию спекуляцией и разрушению реального сектора.

 

«Те страны, которые этого разграничения не делали, просто не стали развитыми. Кроме того, чтобы в стране появились успешные предприятия, нужно, чтобы в государстве существовала минимальная управляемость, потому что если государство полностью неуправляемо — долгосрочная деятельность невозможна. Для этого неплохо было бы, если бы господин президент озаботился исполнением правительством его собственных указаний», — подчеркивает Делягин.

 

Несправедливым выглядит и распределение средств из бюджета на поддержание банковского и промышленного секторов, говорит депутат ГД Вячеслав Тетекин.

 

«Совершенно ясно, что нефтегазовый дождь закончился, — считает депутат. — Нужно избавиться от зависимости бюджета от нефтегазовых доходов. Но никаких энергичных действий для развития собственной промышленности нет. Это комплексная работа, которая требует не просто какого-то вложения средств, хотя и со средствами напряженно — вот посмотрите, в предыдущем бюджете на поддержку банков был выделен триллион рублей, а на поддержку промышленности всего 20 млрд. Банковский сектор получил в 50 раз больше, чем промышленный. И эта тенденция сохраняется».

 

Президент также поручил правительству РФ предложить специальные программы поддержки для отраслей «в зоне риска» — автомобилестроения, строительства, легкой промышленности. Но ведь не только они в зоне риска, страдает также машиностроение, обрабатывающая промышленность. Депутат ГД Евгений Федоров считает, что прежде чем говорить о новой индустриализации, восстановлении промышленной мощи, вообще нужно сменить экономический курс на тот, который реализует 40 стран мира — вся Европа, Америка, Япония.

Суть его — нулевые процентные ставки, которые, собственно, и запускают экономический мотор.

 

«Это решение есть, распоряжение есть, просто оно не выполняется, как не выполняется решение о снижении налогов. Как не выполняется решение о майских указах, где заложен рост зарплат, это все легко выполнить, если решить проблему ставок, — говорит Федоров. — Это вопрос конституционного характера, именно об этом говорил Бастрыкин, когда заявлял, что конституция – это правовая диверсия. Это не позволяет сделать наша конституция, которая предписывает выполнять решения МВФ, а у МВФ свой взгляд на российскую экономику. МВФ требует ставки повышать».

 

Как итог обнуления, по мнению эксперта, кредит на выходе будет примерно 3%, что означает промышленный бум, экономический рост порядка 10-20% в год с преимущественным ростом в перерабатывающих отраслях, это и инвестиционный бум.

 

Такой посыл был заложен в трех посланиях президента Федеральному собранию. То есть что делать – президент сказал давным-давно, проблема в том, что Центральный банк и правительство не делают эту работу, значит, должны быть сменены кадры и подходы к решению проблем.

 

 

Михаил Делягин