Выставка советской живописи в московском Манеже произвела неоднозначное впечатление

 

В подвале московского Центрального выставочного зала Манеж, всего в сотне метров от которого — «стены древнего Кремля», тихо покоится «романтический реализм» советского изобразительного искусства первой половины 20 века. Выбор мрачного подземелья для презентации  самого, пожалуй, светлого и жизнеутверждающего художественного направления прошлого столетия сам по себе факт знаковый. Причем — настолько знаковый, что им можно исчерпывающим образом описать замысел устроителей данной экспозиции. Которую они, не мудрствуя лукаво, преподнесли как такой себе «советский миф», то есть нечто нереально-иллюзорное, никогда в действительности не существовавшее.

 

Мол, большевики не были дураками, прекрасно понимали агитационную значимость изобразительного искусства и по мере сил старались воздействовать его средствами на простые души идеологически окормляемых ими рабочих и крестьян.

 

Наверное, есть в этом некая толика правдоподобия. Хотя бы потому, что нет в мире государств, которые, так или иначе, не воздействуют на «простые души» своих граждан. Но попытка свести советское изобразительное искусство того времени исключительно к идеологической обработке и заказному мифотворчеству, которая в данном случае явно имеет место – это уже запрещенный прием! Прежде всего, потому, что это сугубая неправда. Или, если хотите  — далеко не вся правда. Потому что искусство такого творческого накала, каким было советское искусство в его лучших проявлениях, причем отнюдь не только изобразительное, невозможно слепить из одних только партийных директив и лозунгов.

 

Битва за Севастополь

 

Для этого нужно нечто неизмеримо большее и всепроникающее, одухотворяющее миллионы людей и ведущее их «через тернии к звездам». Если бы это был просто заказ «агитпропа», а советский народ банальной толпой баранов, которую неустанно обрабатывали, то итогом этой обработки мог быть, разве что, хороший шашлык, но отнюдь не величайшие исторические, культурные и научно-технические свершения советской цивилизации, в сравнении с которыми даже нынешний Запад с его  айфонами и айпадами выглядит весьма бледно.

Да и каким «политическим заказом» можно объяснить столь яркую и разнообразную палитру творческих идей, художественных приемов и  живописных техник, которые даже на этой далеко не исчерпывающей тему  выставке производят неизгладимое впечатление.

 

Лето

 

И совсем не случайно работы лучших представителей школы  советского социалистического реализма, сегодня пользуются ажиотажным спросом у профессиональных западных коллекционеров. Которые никогда бы не стали платить миллионы долларов за дешевые, примитивные агитки.  Нет – это не банальная пропаганда, а сам дух той великой эпохи,  переданный по-настоящему талантливыми и отнюдь не закрепощенными в своем творческом поиске людьми.

 

Революция

 

Так что попытку организаторов данной экспозиции представить советскую эпоху как некий спущенный сверху идеологический миф, существовавший отдельно от жизни людей того времени, или же заученные ими на манер школьных прописей, вряд ли можно считать научно обоснованной. И даже малохудожественный прием с помещением этой выставки в подвале, с тем видимо, намерением, чтобы подчеркнуть  оторванность этого мифа  от реалий земного бытия, сработал не столько против исторической памяти, сколько против ее интерпретаторов.

 

Примечательно, что я посетил эту выставку в понедельник, когда в Манеже официальный выходной день. И выставочный комплекс действительно был закрыт, кроме  экспозиции советской живописи! И желающих приобщиться к этим художественным артефактам истории оказалось настолько много, что организаторы были вынуждены продлить ее работу еще на несколько дней.

 

Эпоха, которую не упрятать в подвал

 

Конечно же, молодежи здесь было не большинство. И понятно почему – молодые люди психологически не готовы воспринимать советский период иначе, как через призму негативистских либеральных догматов, которыми их накачивали 25 лет подряд. Поэтому для них это не более, чем скучная иллюстрация к и без того  «хорошо известной» и потому малоинтересной для них теме.

Для того, чтобы выйти за рамки нынешнего мифовосприятия, надо иметь собственную точку отсчета, которой у новых поколений нет и, с учетом нынешних «образовательных» трендов, быть не может. То есть надо быть очевидцем и современником  той эпохи. Или хотя бы проникнуться таковой в полной мере.  И тогда можно спокойно идти в эту кунсткамеру, воспринимать размещенные там полотна как часть собственной жизни и видеть эту жизнь без помощи хитро составленных пояснительных текстов, которые окружают посетителя со всех сторон и, кроме того, напечатаны в своего рода «инструкции пользователя», которую в виде буклета в обязательном порядке выдают каждому гостю.

 

Нельзя сказать, что организаторы экспозиции сочинили грубый антисоветский гротеск. Будучи достаточно изощренными людьми, они сумели пройти по тонкой грани, отделяющей явно фантасмагорическую интерпретацию  данной темы от ее искусной идеологической изоляции и отмежевания от живой ткани истории. И потому воздействие данного артпроекта на определенную возрастную категорию может быть достаточно сильным.

 

Более того, думаю, что по прошествии еще некоторого времени появится и целая художественная школа, ориентированная на еще большую идеализацию и мифологизацию советского прошлого. Что будет совершенно естественно для поколений, начисто лишенных собственного восприятия тогдашней реальности и воспитанной на мифах, подобных тому, что квартирует ныне в подвале Манежа.

 

Но миф, даже возведенный в квадрат, или в куб, все равно остается всего лишь мифом. То есть субстанцией в принципе непригодной для формирования полноценной национальной идеи, о необходимости которой сегодня не говорит только ленивый. И в контексте поиска которой можно рассматривать и данную выставку.

 

Для того, чтобы выйти на уровень, таковой идее соответствующий, никак не обойтись без по настоящему адекватного и максимально глубокого прочтения обществом нашего исторического прошлого, которое несравнимо более значительно и величественно, чем банальный идеологический миф.

 

Юрий Селиванов, специально для News Front