Ставя свечку в память жертв Голодомора в темное окно, стоит посмотреть в отражение и увидеть солдат со штыками, стоящих в заграждениях перед голодным человеком

 

 

 

Поставив свечку в темное окно в знак памяти жертв Голодомора, преисполненный чувством выполненного долга человек ложится спать. Натруженные руки хлебороба требуют отдыха, никто не утруждает себя мыслями о том, как подобное могло случиться. Сознанию достаточно официального обвинительного заключения, зачем тревожить себя переживанием трагедии. Поминание жертв Голодомора превратилось уже в некий ритуал возложения цветов и зажигания свечей, но пока из истории не вынесен урок, трагедия может повториться.

 

Сухая статистика и наглядные пособия в виде мотивирующих картинок — все, что положено обществу знать о той страшной трагедии. Виновата партия, как всегда, виновато некое абстрактное зло во всем, что с нами случилось. А может, настало время задуматься над тем, что ключевое значение в том, что все случилось с нами? Как на самой плодородной земле на планете случился страшный голод? Почему лишь по прошествии полувека мы определяем эту трагедию как геноцид?

 

Не углубляясь в споры о причинах, вспомним вкратце, что произошло. Продразверстка вычистила все запасы хлеба и еды с крестьянского подворья. Когда люди попытались покинуть разоренные дома, их встретили заградительные отряды. Ограбленные крестьяне попали в блокаду и не смогли покинуть голодную западню. Вымирая целыми селами, люди не знали, что в окрестных городах их клеймили позором как врагов народа, и им не от кого было ждать помощи. Те, кто выжил, потом десятки лет боялись проронить хоть слово о той страшной трагедии, которую довелось пережить.

 

Обвиняя во всех бедах правящий режим, как-то принято забывать о тех, кто забирал последний хлеб со двора хлеборобов, и о тех, кто не выпускал голодных с зон отчуждения. В заградительных отрядах служили не Сталин и далеко не члены политбюро. Могли солдатики видеть, как обрекают людей на голодную смерть, и понимали комиссары, что они творят.

 

Вспоминается фильм, в котором военнопленный оправдывался тем, что он простой солдат и лишь выполнял приказ. Один исполнял приказ, другой всего лишь отдавал его, а в итоге совершилось преступление. Ответственность за Голодомор можно разложить на тех, кто, видя, промолчал, и тех, кто громко выступал на митингах, призывая мобилизоваться на борьбу с врагами революции.

 

Голодом убивали в тридцатых не просто людей, а врагов революции, отсюда непробиваемая броня для сочувствия к умирающим со стороны исполнителей. Этой броней была классовая нетерпимость к врагам революции, царившая в новом индустриальном обществе диктатуры пролетариата. Пока одни умирали, другие этому аплодировали и поддерживали советскую власть, а те единицы, которые пытались спасти людей, отвозя им кусочек хлеба или помогая им выбраться, становились сочувствующими врагам народа.

 

Может, об этом стоит помнить, почитая жертв Голодомора, не искать виноватых стрелочников, а осознать ответственность общества за трагедию? Лишь это может стать гарантией того, что трагедия не повторится. А ведь сегодня уже на ваших глазах она повторяется. Может, пока не в таких масштабах, пока от голода умирают где-то далеко, может быть, еще не семьями. Но общество уже одобряет решение правительства лишить кого-то средств к существованию, устроить продовольственную блокаду целому региону.

 

Ставя свечку в память жертв Голодомора в темное окно, стоит посмотреть в отражение и увидеть солдат со штыками, стоящих в заграждениях перед голодным человеком. Странно увидеть среди исполнителей голодомора и свое отражение в холодном стекле? Вы скажете, что это лишь манипуляция образом, я с радостью с этим соглашусь, если ваша совесть не екнет, вспоминая, как вы поддержали инициативу лишить социальных выплат население, оставшееся в зоне конфликта, и не выступали никогда за продовольственную блокаду.

 

Проще поставить свечку, чем утруждать себя размышлениями. Почему человек того страшного времени одобрял голодомор, выступал на митингах, участвовал в стахановском движении и не задумывался о преступлениях, творимых во имя светлого будущего? Им так сказала партия?

 

Или страх оказаться по ту строну оцепления заставлял людей быть соучастниками? Почему сегодня кто-то может поддерживать призывы к экономической блокаде населения лишь потому, что у них иные убеждения, иные герои? Может быть, история повторяется, пока мы не вынесем из нее урок.

 

Мы тоже не понимаем, что творим, или не хотим понимать те знамения, что посылает нам уже природа. Настоящие знамения, а не разводы на стекле, недвусмысленно призывают остановиться. Хватит сеять ненависть и раздор, от этого природа уже устала. Когда в этом году в Украине погубило урожай аномально знойное лето, никто не поторопился вспомнить, как требовал год назад перекрыть воду в Крым. Сама природа предостерегает от поддержки опрометчивых решений.

 

Какие еще вам нужны знамения, чтобы остановиться в своем безумии?

 

 

Павел Карназыцкий, Украина