Почти 30 лет назад именно рассерженные водители грузовиков, протестующие на французско-немецкой границе, вынудили Париж и Берлин ослабить пограничный контроль. Это стало важным шагом к созданию Шенгенской зоны – зоны в самом сердце Европы, внутри которой можно беспрепятственно пересекать границы государств.

 

И все было хорошо, и все было прекрасно и лучезарно. До определенных, всем известных, событий.

 

Сейчас большинство жителей Евросоюза испытывают неиллюзорный дискомфорт от осознания того, что внутрисоюзные границы не заперты надежно, как в былые времена. И даже судьбоносные дальнобойщики в тайне сожалеют о том, к чему они – несоменно, из самых лучших побуждений — приложили свою крепкую руку.

 

Нежданный-негаданный миграционный кризис подверг риску существования такую великую идею жизни без границ, к которой осознанно и не очень стремилось все человечество и о которой пелось в песне Дж. Леннона Imagine. Теперь не до песен. За дело взялись политики, социологи и аналитики.

 

По мнению авторов Financial Times, имеется четыре примерных сценария развития событий, которые могут наступить, если Шенгенское соглашение станет потихоньку разваливаться.

 

1. Произойдет Исключение Греции Потому что Греция – это ахиллесова пята всей Шенгенской зоны. Она хуже всего справляется с задачей «естественного рубежа» для всей остальной Европы. Можно подумать, что Греция виновата в этом своем географическом положении. Тысячи лет – с самого основания европейской культуры как таковой — никто не усматривал в изначальном географическом положении Греции такого подвоха. А вот, нате ж вам… В общем, древнюю Элладу думают поставить перед жестким выбором: либо власти страны перевоплотятся в стражников-заградителей континента от наплыва мигрантов, либо шенгена ей не видать. Интересный подход евромыслителей, не правда ли?

2. Постепенное восстановление границ Сразу надо отметить, что это дальнейшее развитие «истории болезни» так же не сулит грекам ничего хорошего, зато не так обидно. Поскольку этот сценарий подразумевает тотальное построение заборов по всем границам между европейскими странами. Вот это красота! Сами понимаем, что слово «шенген» в таком раскладе становится фактически полным анахронизмом. Или, точнее, останется тем, чем он и был ранее – обыкновенным топонимом, названием небольшой деревеньки на просторах Великого герцогства Люксембург.

 

3. Множество лагерей для беженцев То есть заборы не оградили континет от миграционной напасти, и теперь долины и лужайки, которыми перемежаются европейские города и веси, будут все больше и больше заполняться лагерями для беженцев. Не стоит рассчитывать на то, что это прибавит эстетической приглядности Старому свету. Палатки и шатры, которые со временем будут приобретать все более и более ветхий вид, сами понимаете, не очень согласуются с высокой эстетикой. Не спасет картину даже орнамент из колючей проволоки, которой, несомненно, будут огораживаться эти резервации. Впрочем, есть вероятность облагородить все это Сторожевыми вышками и казармами, в которых будут содержаться силы наведения порядка в этих чудесных лагерях. Ну а об уровне гигиены и вообще уровне жизни тамошних постояльцев подробно можно не рассказывать. Стоит лишь немножко задействовать фантазию…

 

4. Ну и, наконец, полный финал: Крах Шенгенской зоны По мысли футурологов, несколько стран и даже частей стран северных регионов Европейского континента, таких как Германия, Франция, Дания, Бенилюкс и Скандинавия, попросту отделятся от остального Старого Света грандиозными инженерными сооружениями с соблюдением самых передовых систем защиты и предотвращения вторжения, и будут жить в своем оставшемся истинном «европейском мире».

Даже не знаю, будет ли это смотреться более привлекательно и гармонично по сравнению с предыдущим вариантом. Но, думаю, попривыкнув, можно и в таком мире находить своеобразное совершенство…

 

Жуть какая…

 

 

Новости ЕС. Кукушка, кукушка, сколько осталось «Шенгену»?

 

 

Игорь Игнатьев