Нынешняя турецкая власть поставила перед собой недостижимую цель — вернуть современную Турцию в мусульманское средневековье

 

 

Турецкая военная авиация после инцидента со сбитым российским Су-24 приостановила полеты над территорией Сирии в рамках операции международной коалиции против боевиков «Исламского государства», пишет газета Hurriyet со ссылкой на дипломатические источники.

 

Между прочим, это достаточно забавная информация. В то время, как президент Турции грозится считать возможный обстрел турецких самолетов российским комплексом С-400 агрессией, со всеми вытекающими последствиями и даже не заикается о перспективе прекращения полетов над Сирией, турецкий Генштаб, похоже, придерживается прямо противоположного мнения и приказывает своим пилотам идти на посадку. И это, кстати говоря, совершенно не удивительно.

 

Военные в Турции, в своей значительной части, нынешнего главнокомандующего на дух не переносят. Именно исламист Эрдоган, в целях утверждения своего политического господства, покусился на святая святых турецкой государственности – роль армии как верховного арбитра здешней общественно-политической жизни. Ту роль, которая была завещана военным самим отцом-основателем Турецкой республики Мустафой Кемалем Ататюрком. Кемаль-паша в свое время положил решительный конец фактически средневековой, основанной на застойной мусульманской традиции Османской империи и поручил армии, как самому модернизированному государственному институту, контроль за развитием основ прогрессивной светской государственности.

 

Эрдоган оставил от этих фундаментальных заветов Ататюрка «рожки да ножки» и, в целях проведения обожаемой им исламизации, присвоил всю власть себе. А против генералитета, который был этим, мягко говоря, не вполне доволен, провел целую серию спецопераций, в результате которых наиболее активные его оппоненты в погонах были отправлены за решетку, а остальные в отставку.

Однако, судя по всему, это не очень то помогло. Армия, привыкшая быть центральным общественным институтом и ее офицерский состав – признанная элита турецкого общества, не столько на самом деле смирились с ущемленностью своего нынешнего положения, сколько, что называется «легли на дно», в ожидании подходящего момента.

 

Исторически, турецкая армия привыкла выполнять свои функции верховного арбитра теми способами, которые считает для себя наиболее подходящими. Именно поэтому новейшая история Турции изобилует государственными переворотами, с помощью которых военные периодически «поправляли» ставших не в меру самостоятельными политиков. Кроме того, офицерский корпус турецких вооруженных сил, худо-бедно, но составлен из людей с преимущественно западным, светским воспитанием и образованием, которые отнюдь не в восторге от попыток Эрдогана вернуть Турцию в мрачное исламистское средневековье.

 

Все это позволяет говорить о том, что противостояние армии и президента-ренегата, если и не проявляется в очевидной форме, то продолжает существовать подспудно, будучи в любой момент готовым перейти в острую фазу.

 

И очень похоже на то, что нынешние события могут подтолкнуть турецких военных к более решительным действиям на политической сцене. Ведь, в конечном счете, именно армия сохранившая верность идеям Ататюрка, остающегося главной иконой турецкого общества, имеет все основания считать себя продолжателем его дела. Тогда как Эрдоган, несмотря на его попытки представить себя «большим мусульманином, чем сам пророк Муххамед», по факту является разрушителем того государственного устройства, на основе которого Турция вполне благополучно существует уже почти сто лет.

 

А если учесть, что отрицательное отношение к этой деструктивной деятельности Эрдогана свойственно не только армейской элите, но и широким слоям турецкого общества, причем самым образованным и экономически успешным, то напрашивается вывод, что история светской, демократической Турецкой республики, созданной Ататюрком, еще далеко не завершена. А вот нынешний её президент, задумавший отказаться от фундаментального исторического наследия, действительно выглядит на этом фоне как опасное чужеродное тело. Умения удалять которые с целью общего оздоровления организма турецким военным не занимать.

 

Юрий Селиванов, специально для News Front