Почему центральные государственные музеи России закрыты для свободного доступа посетителей?
Музей истории Отечественной войны 1812 года находится в центре Москвы – по соседству с Красной площадью, то есть – на самом многолюдном месте российской столицы. И людей действительно много. Но только не в этом музее, а рядом — в Манеже, где открыта бесплатная экспозиция, посвященная выдающимся событиям истории 20 века.
За возможность же познакомиться с одной из самых славных страниц отечественной истории – победоносной войной против наполеоновского нашествия, с рядовых граждан просят по триста рублей с носа. Если это семья из трех-четырех человек, то набегает уже немалая для типичного семейного бюджета россиянина сумма. Соответственно, в музейных залах отнюдь не царит столпотворение.
Примечательно, что 300 рублей стоит посещение даже не всего музея, а только главной экспозиции, посвященной Отечественной войне. За другие тематические залы полагается платить отдельно, что делает их посещение практически недоступным для массового посетителя. За фотографирование, пусть даже на мобильный телефон — явно для целей личного пользования, взимается дополнительный сбор. Хотя непонятно – кому станет хуже, если посетитель музея ознакомит таким способом с его экспонатами широкий круг своих друзей и знакомых?
Если бы это был какой-нибудь шоу-показ «haut couture», то, как говорится — и Бог с ним. Охота гражданам приобщаться к такого рода специфическим, сугубо коммерческим «ценностям» — на здоровье! Любой каприз за их деньги!
Но в данном случае речь идет о совершенно другом – об истории России в её наиболее важных, фундаментального значения для формирования высокой гражданственности, ипостасях. И поэтому любые манипуляции, имеющие следствием ограничение доступа граждан к подобным источникам национального духа по факту являются контрпродуктивными. Взимание достаточно высокой платы за вход и есть прямое ограничение именно такого рода.
Тем более странное и удивительное, что речь идет не о каком-то заштатном частном собрании, а о главном государственном историческом музее, «центральнее» которого в России просто нет!
По моему скромном разумению, именно государство является главным заинтересованным «лицом» в части того, чтобы его граждане максимально широко и свободно приобщались к историческому наследию. И будучи таковым, оно не только не вправе позволять никому облагать людей музейным налогом, но и, по-хорошему, могло бы еще и материально стимулировать их посещать такие места.
Думаю, однако, что это не хуже меня понимают и соответствующие начальники. И проблема состоит именно в том, что кое-кому из них, видимо, такое массовое и абсолютно свободное приобщение к российской истории не очень то и выгодно. И нет большого секрета в том, кому именно. Прозападная часть российской элиты совершенно не настроена «потакать» всемерному развитию государственно-патриотических настроений в обществе, которые могут только помешать «интеграции» РФ в западную экономику на правах бесправной бензоколонки.
Вот отчего, казалось бы, совершенно неуместные меркантильные ограничения на посещение важнейших музеев страны, становятся обыденной нормой, которую никто даже не пытается ставить под сомнение. А зря! Потому что нет ничего более нелепого, чем подобное крохоборство в деле общественного воспитания, которое, несомненно, является одним из наиболее важных для государства российского!
И — по «мелочи». Данная музейная экспозиция, безусловно, выполнена на высоком профессиональном уровне. Тем более странно выглядит военное обмундирование, напяленное на бестелесные «манекены» лишенные, пардон, штанов и обуви.
Если музей предназначен для реалистичного показа исторических реликвий, то это вовсе не значит, что солдаты и офицеры того времени ниже пояса должны щеголять в исподнем. К примеру — в знаменитом французском собрании военной формы в парижском Дворце инвалидов, образцы обмундирования представлены полноценными и даже портретными фигурами военных соответствующих стран, где каждая пуговица на своем месте.
И поэтому тамошнему посетителю не приходится чрезмерно напрягать извилины, пытаясь себе представить — как выглядел этот бесштанный и безголовый манекен на самом деле.
Богатая портретная галерея генералов всех рангов – героев наполеоновских войн, конечно же, вполне вписывается в музейный интерьер. Однако, именно это изобилие парадных портретов начальствующих особ заставляет с особой остротой чувствовать практически полное «наличие отсутствия» в экспозиции главного героя Отечественной войны – русского народа, который подобного отношения явно не заслуживает. И действительно – чего бы стоили все эти блестящие генералы, без простого солдата – русского мужика, который и решил исход той войны?
Юрий Селиванов, специально для News Front
Нет Комментариев