Честно говоря, меня не трогает, «не цепляет» выражение этого массового сочувствия — все эти очереди с цветами к посольству, закрашивание аватарок во французские цвета и пр.

Нет, я понимаю, «души прекрасные порывы» людей, имеющих естественную потребность в коллективном выражении своих чувств по поводу массовой гибели людей. Даже те, кто обоснованно имеет причины не любить французов (за поддержку Украины и др.), сегодня им сочувствует — «люди погибли».

Но, повторяю, «не цепляет». «Детям Германии» я сочувствую, но вот это «возьмемся за руки друзья» — не мое. Нет желания вскочить и бежать за цветами, чтобы их куда-то положить с непременной фиксацией этого акта на смартфон, или иным каким способом заявить всему миру, что я скорблю.

Что меня трогает по-настоящему — это люди, которые не из сиюминутного эмоционального настроя, а из настоящего сострадания и чувства долга, — когда уже и телевизор забыл, и все забыли, — на протяжении полутора лет идут и идут с помощью русским несчастного Донбасса, с помощью детям, старикам, беженцам, семьям погибших (говорю не про ополчение, а мирных людей прежде всего).

Трогает пенсионерка, которая каждый месяц пересылает часть своей пенсии. Дедушка, который едет из Подмосковья в столицу, чтобы передать на склад теплый свитер на зиму донбассцам. Бедный студент, делающий сторублевый перевод, и которому неудобно за такую малую сумму. Даже состоятельный либерал трогает, который передает 300 тысяч со словами, что и ему как-то неудобно в Москве за все это («мы тут зажрались, а на Донбассе голодают»).

Трогают люди, сидящие в подвалах Донецка и Горловки. Представьте — до сих пор сидят, потому что до сих стреляют, наносят увечья, отнимают жизни. Без повода, без предупреждения, не по позициям ополчения, а по жилым кварталам (это и есть самый настоящий терроризм).

Жила-была маленькая девочка — бах! И нет девочки, только рыжая косичка осталась.

Бах! Снесло прохожему голову снарядом.

Бах! Оторвало дедушке ногу.

Бах! Бах! Бах! Каждый день бахает и бахает. И уже так долго бахает, что всем наскучило, и из телевизора тему убрали.

Как вдруг — на тебе, теракты в Париже! В ПАРИЖЕ! Столько людей, да в одном месте погибло. Да и каких людей — Французов! Срочно аватарку перекрасить, срочно за цветами и на улицу! И сними это, сними меня на айфон, чтобы все видели — и я сегодня скоблю, и я с французами и со всем цивилизованным миром!

…Вы меня извините, что трачу ваше время, мне и самому как-то неловко. Понимаю, что уже всех достал своим Донбассом. Какую тему не возьми — везде лезет и лезет со своим Донбассом, достал уже.

Извините, пожалуйста.

А.Жучковский