Про железнодорожное сообщение между РФ и ДНР.

Первый поезд ДНР — Россия

Интересный репортаж РЕН-ТВ-Ростов о пуске первого поезда ДНР — Россия: Ясиноватая — Успенка через Харцызск — Иловайск. Идёт 5 часов (4 часа + час на границе), синхронизирован на границе с ростовской электричкой. По Иловайску — пересадка на второй дизель. Идёт именно от Ясиноватой, т.к. Донецк-Гл. сейчас отрезан от сети, взорванным путепроводом. Но и там маршрут оригинален: не доходя до Макеевки, уходит на второстепенную линию по востоку Донецкой агломерации и собирает пассажиров со ст. Донецк-2 и потом уже на Харцызск. Тут я не понял логистику — видимо, меняет направление и возвращается обратно на Макеевку? Иначе как с Донецка-2 достичь Харцызска? А в репортаже он однозначно упоминается.
Обратите внимание на кадры ст. Иловайск в репортаже — конташку там уже «подняли», пути восстановили и станция больше не похожа на фронтовую; обеспечивает пропуск поездов, правда, пока не на электротяге. Окрестности Иловайска, судя по описаниям очевидцев, по конташке пока не восстановлены.

PS. Ну и в копилку, текстовый репортаж от Вести-Украина.

http://periskop.livejournal.com/1484762.html — цинк

Плюс репортаж корреспондента RG о поездке в ДНР на электричке.

Держитесь подальше от окон

Пока Украина инициировала разрыв авиасообщения с Россией, Донецкая народная республика запустила электричку, связавшую территорию ДНР с Ростовской областью. Поезд идет по местам боевых действий, где еще недавно украинские диверсанты взрывали рельсы. Корреспондент «РГ» стал одним из первых пассажиров новой электрички.

Собака-вегетарианец

Сразу следует внести два уточнения. Во-первых, на самом деле электричка представляет собой трехвагонный дизель-поезд. А во-вторых, состав из ДНР доходит лишь до пограничного участка Успенская — Квашино. Правда, расписание подогнано под электропоезд Ростов — Успенская — Ростов, так что, сойдя с одной электрички, можно почти тут же сесть в другую. Только нужно пройти необходимые процедуры на пограничном пункте пропуска.

Звучит объявление о прибытии электрички. Пассажиров впускают на КПП. У многих — объемистые сумки: в Россию сейчас часто ездят за покупками. Прежде чем пройти к составу, люди с вещами выстраиваются для таможенного досмотра. Появляется кинолог с собакой.

— Ох, внучки, у меня же там сало в мешочке! — беспокоится бабушка в цветастом платке. — Вдруг собачка унюхает и слопает.

— Не слопает, она у нас вегетарианка, — доброжелательно шутят таможенники. Собачка, натасканная на поиск контрабанды, к салу интереса не проявляет.

Еще некоторое время занимает паспортный контроль. Билеты продаются уже в вагоне. Вагоны, кстати, новенькие, места мягкие. Тут ехать даже комфортнее, чем в ростовской электричке. Две улыбчивые проводницы с портативными билетными аппаратами обходят пассажиров.

— Мне, пожалуйста, билет до Донецка. — Я протягиваю 500 рублей.

— А у вас помельче денег нет?

Вытаскиваю сотню.

— А еще мельче?

— Погодите, а сколько билет стоит? — Я озадачен: от Ростова до Успенки на электричке меньше чем за 200 рублей не доберешься, а ехать примерно столько же.

— До Донецка — 26. Если в рублях.

— Так не бывает! — не верю я. — Таких цен давно нет.

— У нас есть. Тарифы не поднимались.

Мне выбивают «квиток», в котором по-украински указана «сума готiвки» 10,86.

— Это в гривнах, — торопливо объясняет проводница. — А то одна женщина возмущалась, почему мы берем больше, чем напечатано в билете. У нас еще украинская система оплаты действует. Ее долго переделывать.

Еще одна деталь, бросающаяся в глаза: на форме проводниц тускло поблескивают пуговицы с украинским трезубцем. Форма старая. Выдать новую железнодорожникам обещают в начале 2016-го. Зато проверяющие пассажиров ДНРовские погранцы и таможенники уже экипированы по-новому. Камуфлированные сотрудники с шевронами «Таможня Донецкой народной республики» перешучиваются с проводницами, последние месяцы донашивающими герб Украины.

На разведку

Вообще эта электричка особенная. Люди здесь непроизвольно тянутся друг к другу. Слишком многое им пришлось пережить, и, наверное, поэтому основная часть пассажиров собралась в одном вагоне. В двух других людей почти нет. И, честно сказать, пустые места вызывают недоумение. При такой-то цене билета и относительно быстрой процедуре прохождения границы.

— Да, у нас получается дешевле и удобнее, чем на автомобильных пунктах пропуска, — соглашается проводница Лена. — Я сама недавно простояла в пробке на границе 14 часов. Но состав запущен только с октября, и еще не все о нем знают. Хотя с каждым днем людей все больше.

Локомотивная бригада ведет учет пассажиропотока. В первый день из ДНР к российской границе отправились лишь несколько случайных пассажиров. Во второй их уже было три десятка. Вчера ездили 67 человек. Сегодня — 81.

— Съездил на разведку, — признается пожилой мужчина в очках Алексей Борисович. — Семья и знакомые послали. Вроде все нормально, так что в следующий раз электричкой воспользуются и они.

— Я тоже решила попробовать поехать на электричке. Из-за автомобильных пробок на границе водители автобуса не дают гарантии, что пассажиры вовремя доберутся до места. Таксисты даже выкупают места в очереди у КПП или пользуются сразу двумя машинами. Одну оставляют на стоянке, пешком вместе с пассажирами проходят через границу и пересаживаются на другую уже на той стороне. Но ведь на такси каждый раз не наездишься — дорого, — говорит пенсионерка Тамара Михайловна.

Иду по проходу, прислушиваясь к обрывкам фраз.

— Везу знакомому виноделу российский виноград на пробу… Капусту нужно солить в особые мужские дни, а лучше всего в полнолуние… Пенсию, говорят, Захарченко повышать будет, аж вдвое… А давайте-ка покушаем. Пирожки от моей тещи попробуете, может, похвалите ее… Алло, мам, слышишь меня? Я уже возвращаюсь из России. Лекарства купил и масло тоже. Четыре пачки. Две нам, две тебе…

Мирно и убаюкивающе стучат колеса. За окном проплывает здание с выбитыми стеклами — напоминание о прошлогодних боях.

Дикая тишина

Этот трехвагонный дизель-поезд луганского, кстати, производства — современный, последней модели. Кабина локомотива чем-то напоминает самолетную. Много электроники, которую успешно «обкатала» бригада Иловайского депо. Из высокого окна хорошо видны рельсы, тянущиеся к горизонту, а вдоль путей — столбы с обрывками проводов. Собственно, поэтому к границе и пущен именно дизель-поезд.

— После боев вся контактная сеть побита, — сокрушается машинист Сергей Смыслов. — А что осталось, то ВСУ растащили на цветмет.

Бои тут шли нешуточные. Железная дорога оказалась в эпицентре иловайской операции: линия фронта проходила вдоль насыпи. И даже когда этот участок «железки» стал глубоким тылом, диверсанты частенько устраивали подрывы.

— Вон в том поле были украинские окопы, а в посадке стояли танки и гаубицы. Там ополченцы разбили украинскую колонну, об этом даже ролик на YouTube есть. Во двор того дома упала «Точка-У». А позади — школа, где базировались ВСУ. Они оттуда перешли через насыпь, но ополченцы их за один день отбросили обратно. — Сергей Смыслов входит в роль гида.

— А здесь диверсанты минировали дорогу и дважды на одном и том же месте подрывали локомотивы, — подсказывает помощник машиниста Александр Торяник. — Пролет моста над путями мы уже сами сняли краном, чтобы его не взорвали и не обрушили на рельсы. Вообще диверсий много было. Однажды ВСУ обстреляли ремонтную бригаду, которая чинила пути и восстанавливала контактную сеть. Еще на 23 февраля заминировали дорогу под Харцызском. Подорвались путейцы, совершавшие обход. Осколочные ранения живота, головы, глаз… Двоих отправили в иловайскую больницу, двоих — в донецкую. Одного, самого «тяжелого», потом лечили в Москве.

Об этом мои собеседники рассказывают с удивительным спокойствием. На вопрос, не страшно ли им самим, машинисты лишь пожимают плечами. Признают, что всякое может случиться, но того, кто пережил войну, вряд ли уже что-то испугает.

— Иной раз даже тревожно от тишины, — говорит Сергей. — Раньше у Моспино был учебный полигон ДНР. А когда и там прекратили стрелять — не по себе стало как-то.

Несмотря на перемирие и относительное затишье, пассажирам поезда все же иногда напоминают о правилах безопасности: рекомендуют держаться поближе к центру вагона и подальше от окон.

— А если что, шум какой или обстрел — сразу на пол и под лавку. У нас это даже дети знают, — невесело улыбается машинист.

— Станция Иловайская! — объявляет его помощник. Пора выходить. Здесь пассажиров перехватывает другой стыковочный состав, идущий через Донецк до Ясиноватой.

Возвращаюсь к российской границе на той же трехвагонной электричке. Проводницы говорят, что состав везет 91 пассажира — на 10 человек больше, чем в прошлый раз.

Комментарий
Семен Кузьменко, министр транспорта ДНР:

— Украина искусственно ограничивала перемещение между Донецком и Ростовом, а мы теперь восстанавливаем связи между регионами, в том числе и с помощью электрички, на которой вы проехали. Ситуация, правда, осложняется тем, что самые активные боевые действия в ДНР велись на крупных железнодорожных узлах: в Иловайске, Дебальцево, Ясиноватой, Горловке. В результате практически вся инфраструктура была разрушена. Только на станции Иловайская зафиксировано 140 повреждений пути и полностью уничтожена система электроснабжения. Кроме того, украинские войска при отступлении минировали и взрывали железнодорожные объекты, как на вражеской территории. В Иловайске, например, заминировали целую цистерну с топливом, а в Дебальцево были термитные подрывы колесных пар на вагонах. Но мы быстро восстанавливаем инфраструктуру. По иловайскому узлу грузовые составы возобновили движение уже через месяц после ухода ВСУ, а потом появилось и пассажирское сообщение.

Поначалу из-за угрозы диверсий поезда ходили, как в Великую Отечественную, — с ограничением скорости и с прицепленной перед локомотивом пустой платформой. Иногда приходилось останавливать и возвращать составы, причем пассажиры получали уплаченные за билеты деньги. Но за все время конфликта ни один наш пассажир не пострадал, и мы гарантируем безопасность впредь. Ежедневно каждый участок дороги обходят и осматривают путейцы, предпринимаются и другие меры.

Сейчас на территории ДНР пущено 28 пригородных поездов. Более того, у нас есть все необходимое, чтобы восстановить отмененный Украиной состав 619/620 Донецк — Ростов и пустить поезд на Москву. А что касается низких цен на билеты, это сделано сознательно, чтобы обеспечить возможность передвижения по железной дороге для всех слоев населения.

ЗЫ: Уточнение — Идет через пункт пропуска Успенка. Цена проезда из Донецка в Ростов до 50 рублей.

http://lat-elenka.livejournal.com/4525444.html — цинк