Сегодня в межправительственной российско-иранской комиссии началось обсуждение вопроса о создании общего банка. Прежде всего, банк должен позволить Ирану использовать прибыль от продажи нефти в Китай и другие страны для покупки российских товаров. Как полагает Нина Мамедова, руководитель сектора Ирана Института Востоковедения РАН, совместный банк – это вполне реально.

 

 

 

«Действительно, у нас достаточно много совместных планов. И, хотя пока нет таких проектов, по которым мы могли бы сказать, что вот, уже контракты мы делаем. Тем не менее, подписано очень много соглашений, которые не только выведут товарооборот на прежний уровень, но заметно его превзойдет.

 

Наш президент Владимир Путин и господин Рохайни сошлись во мнениях, что торговые и вообще экономические связи должны получить импульс сейчас, когда и Ирана снимают санкции. Иран сейчас на перепутье, многие компании из других стран едут в Иран. Если в декабре МАГАТЕ даст положительное заключение по поводу того, что Иран сделал в атомной энергетике, то Иранские банки вновь будут возвращены и в систему SWIFT, и облегчена будет процедура оплаты с иранской стороной всех стран и в том числе и нашей.

 

О создании этого банка говорилось уже много лет и этот проект стоит реализовать, потому что опыт развития двух стран, когда то одна то другая страна оказываются под санкциями, говорит о том, что нужно иметь возможность обеспечить оплату товаров и услуг. Это может быть и туризм, и техническое сотрудничество. Сегодня еще трудно говорить наверняка, будет ли создан банк, но необходимость создания такого банка очевидна. Мы уже года два говорили о том, что банк нужен и говорили как о решенном деле», — рассказала она.

 

Еще один важный смысл создания такого банка в том, чтобы появилась возможность расчета в национальной валюте. Когда и та и другая страна в полном объеме возвращаются на мировой рынок, проще рассчитываться в долларах, но этот банк позволит рассчитываться в национальных валютах.

 

В этом заинтересован и Иран, и Россия. Андрей Луганский, торговый представитель Российской Федерации в Иране, отмечает, что спрос на российские товары в Иране довольно высок, но удовлетворить его достаточно сложно в силу того, что в Иране просто нет рублей, а из-за санкций проблема и с долларами и с евро тоже.

 

«Если удастся решить эту проблему, российский экспорт в Иран кратно вырастет, а Иран сможет поставлять нам фруктов, овощей, рыбы и другого продовольствия на 10 миллиардов долларов», — уверен эксперт. В то же время, Иран экспортирует углеводороды в Китай, который расплачивается с ним юанями. Но у России нет необходимости покупать Иранскую нефть. А китайцы, в свою очередь, не готовы конвертировать юани в рубли, потому что это будет сказываться на курсе китайской валюты.

 

Напомним, что снятие санкций с Ирана будет происходить поэтапно и займет, по оценкам экспертов, до 5 лет.

 

 

Нина Вострова