Чтобы понять Русь, нужно понять, что такое Икона. Я бы даже сказал, что эти понятия тесно взаимосвязаны. Икона, или иначе Образ, это некий медиатор, позволяющий постигать нечто трансцендентное привычному кругу вещей. Понятия и смыслы, абстрактные идеи всегда отображаются в нашем мышлении с помощью образов — так, чтобы мы могли оперировать ими, и они могли действовать в нас. Иначе говоря, это те же самые иконки в интерфейсе нашего сознания. Икона никогда не описывает выражаемого понятия, не отражает его содержания полностью и естественно его не вмещает. Слова и символы — это только образы мыслимых вещей, но никогда не сами вещи.

Православная икона в классическом значении — это образ духовной реальности, не доступной обычному чувственному восприятию, средство, позволяющее взаимодействовать с духовным миром. Действия по отношению к образу адресуются к тому, что изображено, сам же образ подобно некому ключу открывает духовное в нас самих.

Образы захватили воображение и пленили наших предков, попавших под своды Святой Софии. И в этих свирепых варварах, алчных не только до злата, но и до новых открытий, непознанных горизонтов, зажёгся яростный огонь духа, голод по Небу. Русская идентичность, если выражать её совсем уж кратко, это желание овладеть идеальным Царьградом. Всякий, покушающийся на сиятельный Святой Город, желающий овладеть его богатствами, приплывающий к его стенам и штурмующий их, может сказать: я — Русь.

Русского человека с тех пор непреложно характеризует жажда Рая, тоска по Небу и неистовое желание постичь стихию Духа, жертвуя ради этого своим комфортом и даже жизнью. Именно этот неистовый вектор и определил основную парадигму нашей цивилизации. Русские стали похожи на ангелов, тоскующих по своей небесной Отчизне, стремясь завоевать себе огненные крылья и воспарить от земли. Русь — это воля, направленная в Небо.

И поскольку единственным путём взаимодействия с Духом является образ, икона, Русь совершенно сконцентрировалась на поиске и создании образов. Богослужение, архитектура, пение и традиции святости, вся наша культура оказалась насыщена образами, призванными сделать ближе саму благую Вечность. Это был опасный путь, потому что увлекаясь образами, русские зачастую упирались в них, как в нечто самоценное, теряя содержание, и быстро скатываясь обратно в своё первобытное варварство.

Но когда на Русь впервые пришел коварный враг, искушающий нас так же, как он искушал нордов, русские распознали его и просто сожгли жидовствующих. С тех пор враг действовал постепенно и тоньше, отвлекая нас от Неба и склоняя наш ум к земному. Враг предложил нам завоевать на земле новый Рай, уже без Бога. И мы действительно попробовали, жертвуя собой, своей душой, и всем, чем можно, реализуя одно только своё стремление к образу Вечного Счастья. Так же, как когда-то православный Восток перепробовал все возможные ереси, мы полностью выжали безбожную идею, дошли до её дна и были наказаны, но не умерщвлены. Да и где только наша не пропадала! И вот уже мы идём обратно, на свет Горнего Иерусалима или Вечного Рима. Русь снова снаряжает свои ладьи, направляет их по рекам Духа к Востоку, туда, где лежат щедрые сокровища, обещанные нам Отцом.

Диакон Павел Шульженок

Источник