Почему египетским туристам не разрешают брать с собой в самолет чемоданы.
Мы привыкли, что наука постоянно ищет способы сделать нашу жизнь более комфортной. Приобретая товары и услуги, мы с готовностью доплачиваем за изобретения ученым, инженерам, химикам. Некоторые продают свои разработки даже в интернете. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой химический форум. Там же можно найти ссылки на иностранные сайты, где опубликованы рецепты различных взрывчатых веществ, составные части к которым можно купить в хозяйственном магазине. Другие, более светлые ученые умы придумывают устройства, которые позволяют эту взрывчатку находить службам безопасности. Цена этой гонки — сотни человеческих жизней, пишет «КП.ру».
Предпринятые в Египте меры безопасности красноречиво говорят, о том, что самолет Airbus A321 компании «Когалымавиа», совершавший рейс Шарм-эш-Шейх- Петербург, упал на севере Синайского полуострова 31 октября скорее всего не случайно. В его багаже могла взорваться бомба.
Как ее могли пронести?
Когда произошла трагедия и стали доступны первые снимки фрагментов самолета, главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко предложил «Комсомолке» сразу несколько версий: бомбу могли подложить в багаж пассажиров, провезти в контейнере для бортового питания, компоненты взрывчатки могли оставить в салоне самолета египетские службы, что занимаются уборкой самолетов.
Эксперт, уточнил, что составные компонеты на территорию аэродрома пособники террористов могли доставить с помощью квадрокоптера — она могла весить несколько десятков граммов.
— Взрывчатки для уничтожения самолета необходимо совсем немного, а поражающие элементы на такой высоте не нужны, — подтвердил «Комсомолке» бывший начальник группы разминирования Московской военной комендатуры майор запаса Денис Днепровский.
|
Он пояснил, что взрывное устройство с таймером могли подложить в багаж, и даже незначительное количество взрывчатого вещества могло создать в салоне самолета избыточное давление, которое приводит к разгерметизации, разрушению переборок самолета, его фюзеляжа, замыканию электрики и детонации топлива.
Уже появились предположения, что бомба взорвалась в багажном отсеке, что проходит ближе к крыльям, там, где в лайнере идет центральный топлипровод. Потому самолет и разорвало взрывом пополам.
Что за вещество взорвалось?
Источники, близкие к следствию, говорят, что на месте трагедии были взяты смывы с обломков, вещей пассажиров и даже с почвы. Но в пустыне на вооружении экспертов были только экспресс-методики по определению следов взрывчатки. Они позволяют на месте определить наличие продуктов сгорания лишь широко известных взрывчатых веществ: пороха, тротила, пластической взрывчатки, гремучей ртути. Но террористы не всегда используют известные и твердые виды взрывчатки. Чаще они применяют жидкие вещества, которые можно отнести к бытовой химии. При взаимодействии друг с другом такие жидкости приводят к выделению большого количества энергии. Похожую взрывчатку в полостях своих тел пронесли в самолеты террористки-смертницы Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова (взорвали в 2004 году Ту-154 и Ту-134, погубив 90 человек). Для определения подобной многокомпонентной жидкой взрывчатки нужна более длительная экспертиза в стационарной лаборатории. Она может занять несколько недель.
|
Чешский семтекс
К сожалению, сотрудники авиационной безопасности не всегда могут предугадать, что замышляют террористы. Они вынуждены анализировать уже свершившиеся теракты и не допускать применения подобных бомб, совершенствуя методы их поиска. После взрыва в 1985 году над Атлантическим океаном Boeing 747-237В авиакомпании Air India, выяснилось, что взрывное устройство сдал в багаж пассажир, который в итоге отказался от полета. Проверки багажа и контроль за ним в аэропортах был усилен: искали тротиловые шашки с проводами и «будильниками», изымали бесхозные чемоданы из самолетов.
Но в декабре 1988 года над Шотладией взорвался пассажирский самолет американской авиакомпании PanAmerican. Тогда трагедия унесла жизни 270 человек (259 на борту самолета (из них 243 пассажира и 16 членов экипажа, еще 11 погибли на земле). Позже стало известно, что 500-граммовая радиоуправляемая бомба была сдана в багаж ливийским сотрудником спецслужб, который был позже задержан. Через несколько лет был опубликован ряд разоблачений, в которых говорилось, что бомбу на самом деле в самолет заложили американские спецслужбы, чтобы навести тень на продавцов новейшей синтетической взрывчаткой семтекс, которую в 1965 году изобрел чешский химик Станислав Бреберой. Тогда новейшую взрывчатку коммунистическое правительство Чехии стало поставлять тоннами во Вьетнам и Ливию, где в то время воевали американские солдаты.
Отличительной особенностью семтекса была не только его поразительная мощность, но и уникальная способность принимать любые формы. Из такого «пластилина» можно было слепить оправу очков, портсигар, другие предметы, которые не вызывали у сотрудников авиационной службы безопасности никакого подозрения. Такой оправы было достаточно, чтобы взорвать самолет. Только в 1991-ом году производителей семтекса убедили в том, что необходимо добавлять в взрывчатку высоколетучее вещество, на которое и настроили в аэропортах все газоанализаторы. Уникальные добавки стали добавлять в свои смертоносные изделия и другие производители. Это позволяло отслеживать кражи заводской и военной взрывчатки. Казалось, что больше самолетам ничего угрожать уже не может…
«Чистые бомбы» из чистящих средств
Лишившись готовой взрывчатки, террористы стали синтезировать ее в домашних условиях. Вы наверняка знаете, как выглядят пластиковые контейнеры для контактных линз: два отдела этого контейнера наполнены жидкостью. К нему прилагается еще небольшой флакончик. Именно с таким набором 11 сентября 1994 года (ровно через 7 лет будут взорваны башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке), на борт авиакомпании Philippine Airlines зашел террорист Аль- Каида, выходец их Ирака Рамзи Юзеф. Он сразу направился в туалет, где добавил в флакончик жидкость из контейнера. Затем занял свое место и спрятал готовую активированную бомбу с таймером под сидение. Это место он выкупил по чужому паспорту заранее, совсем не случайно: прямо под ним в самолете находится топливопровод. Заложив свою бомбу, террорист отказался от полета и сошел с трапа. Взрыв случился через несколько часов в воздухе. Сидевшего рядом с местом Юзефа 24-летнего японца перерезало пополам алюминиевой обшивкой полового покрытия, а соседние пассажиры получили ранения. Фюзеляж самолета раздуло в стороны, но он выдержал. Тогда эксперты заявили, что на борту самолета была взорвана первая химически «чистая» от привычных взрывчатых веществ бомба.
|
Это был уже не первый теракт Юзефа, который он выполнял по заданию Аль-Каиды. 26 февраля 1993 года он взорвал 680 килограммов жидкой взрывчатки в грузовике, который оставил в подземном гараже одной из башен Всемирного торгового центра. Террористы планировали одну башню завалить на другую. Но башня устояла. Взрыв унес жизни шести человек, но во время паники и давки ранения получили более тысячи американцев. В 1995 году Юзефа арестовали спецслужбы во время подготовки очередного теракта. На допросах террорист рассказал, что вынашивал амбициозные планы: хотел взорвать над Атлантикой жидкими бомбами дюжину самолетов и убить Папу Римского. Судья дал ему два пожизненных срока — 240 лет. Но уже 11 сентября 2001 года башни Всемирного торгового центра будут уничтожены по плану, который разработал для террористов дядя Юзефа по материнской линии…
Кстати, в состав бомб Юзефа входила мочевина, бумага, и еще несколько кислот, которые мы указывать не будем. Состав мог быть иным: прежде чем начать разбираться в химии и электротехнике, Юзеф несколько лет прилежно учился в Оксфордском колледже и в исследовательском Институте Суонси в Уэльсе.
Можно винить в гибели пассажиров сотрудников аэропорта?
По международным правилам в багаже можно провозить любую жидкость.
— Теоретически любые две бутылки или пакета с жидкостями в чемодане могут оказаться «чистой бомбой», — пояснил «Комсомолке» источник близкий к следствию. — Никакие технические досмотры не могут на 100 процентов гарантировать, что в багаж не сдадут чемодан, в котором окажется какое-нибудь ноу-хау от террористов. В их арсенале уже засветилась перекись водорода, пищевые консерванты, жидкости для снятия лака, моющие средства и еще сотни веществ, которыми мы пользуемся в ежедневном быту. Эти вещества в отдельности не являются запрещенными, а багаже их порой сложно идентифицировать с помощью металлоискателей, рентгенов и газоанализаторов.
Специалисты в области авиационной безопасности говорят, что на смену жидкой взрывчатки может прийти любая другая.
— Как вы думаете, мог ли удивить при проверке багажа сотрудников службы безопасности аэропорта Шарм-эш-Шейха пустой новый чемодан (такие в Египте продаются на каждом шагу)? — поинтересовался у корреспондента «КП» эксперт. — Такой после проверки рентгеном ни один благоразумный египтянин не попросит пассажира открыть. А теперь представьте, что этот чемодан имеет специальный наполнитель, и накачан специальным газом…
Специалист уверен, что теперь необходимо руками вскрывать каждый подозрительный чемодан (при необходимости используя саперов), перебирать все флакончики, и анализировать: случайно ли вся эта бытовая химия оказалась среди вьетнамок и футболок.
— Именно потому, багаж английских и российских пассажиров решено проверять досконально, выдерживать необходимое время в аэропорту, чтобы сработали возможные таймеры, и после этого доставлять транспортными самолетами на родину туристов, — отметил источник. — Чтобы внимательно досмотреть перед полетом 200 пассажиров с багажом, необходимо несколько часов, а их у перевозчиков нет. Дополнительные проверки могут отразиться на стоимости билетов.
|
Чтобы исключить пронос всех этих опасных жидкостей на борт самолета, планируется проверять не только багаж и ручную кладь, но и самих пассажиров. Если учитывать опыт Нагаевой и Джебирхановой, то некоторым пассажирам станут заглядывать даже в рот.
Там тоже наведут порядок…
Угадать следующий ход террористов можно только с помощью агентуры. Помните, как с улиц Москвы после очередных терактов разом пропали все чугунные урны? Так спецслужбы реализовали агентурную информацию, узнав, что террористы планируют оставлять в них бомбы, и такие урны будут разлетаться на сотни чугунных осколков.
Заменили те урны дворниками, которые стали беспрестанно подметать мусор, и многие на время забыли, что «не надо убирать там, где не сорят». Но через какое-то время на улицах столицы появились новые антитеррористические урны, а террористов научились уничтожать даже там, где они учились — на Ближнем Востоке.
Фронтовая полоса теперь проходит далеко за пределами России. И теперь уже очередь сирийцев и египтян менять урны на своих улицах. Или делать так, чтобы там «не сорили». А нам нужно просто надо набраться терпения, и подождать, когда там наведут порядок.
Зачем взрывать? Достаточно разгерметизировать. Когда-то в школе проводили опыты по воздействию растворов на металлы: не помню состав, но алюминий почти мгновенно превращался в белую труху…
Бросил бутылку в багажном отделении кто-то из сотрудников аэропорта, счистил перочинным ножичком защитный слой — вот и дыра в корпусе при огромной скорости. Такой вариант тоже исключать нельзя.
Насколько помню по химии — алюминий — металл очень подверженный окислению. В разы сильнее других металлов. И если он не окисляется, то только благодаря тонкой пленке из тех же из оксилов, которые предохраняют. Но стоит полить какой-то кислотой, чтоб эта пленка убралась и он на глазах начинает рассыпаться (серной возможно).
У самолетов не чистый аллюминий, а металл — смесь, очень прочная (сам пилил, знаю — упругий и очень прочный), однако думаю против кислоты так же не устоит.
Однако, чтобы разгерметизировать так чтоб отвалился хвост нужно довольно много кислоты. Впрочем, — бутыль кислоты ведра на два с надписью «Минеральная» и микровзрыватель на стеклянном боке запрограммированном на время — думаю достаточно. Даже взрывчатки не надо — часовой механизм который спускает молоток, который разобьет стекло (которое треснет возможно даже по заранее сделанной направляющей — как стеклорезом — чтоб вылилось всё содержимое).
Тут можно поэкспериментировать тем, кто расследует катастрофу этот вариант.
Багаж с бутылью должен быть уложен первым — на полу.
Впрочем, следы кислоты должны бы тогда остаться. Надо полагать кромку хвоста — места первоначального разрушения исследуют.
А что касается описываемой в статье бумаги-взрывчатки — насколько я помню — пропитать нитроглицерином — и она готова. Опасная штука — нитроглицерин взрывается если капнуть каплю на твердую поверхность с высоты примерно 30 см. (Кстати динамит примерно так изобрели — нитроглицерин — вещество непредсказуемое, а динамит — тот же нитроглицерин, но в пропитке какой-то растительной пористой ткани. Изначально то ли вата, то ли мох был — случайно получилось — при перевозке. Динамит — менее удароопасен.)