Отстаивание Ангелой Меркель подлинных «европейских ценностей» вышло уже на «экзистенциальный» уровень, считают некоторые западные обозреватели. Немецкая фрау канцлерин — вовсе не дама из прошлого. Её политический век не заканчивается. Напротив, она ведёт Германию и Евросоюз к светлому будущему. Ангела ждёт прибытия в свою страну уже не восьмисот тысяч беженцев, а целого миллиона. Антагонистом Меркель в Европе аналитики считают венгерского премьера В. Орбана.

 
Томас Гучкер (Thomas Gutschker) во влиятельной немецкой газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» рассказал о том, что «Kanzlerin rechnet mit einer Million Flüchtlingen». Это означает, что канцлерин Меркель ожидает прибытия в ФРГ уже не 800 тысяч беженцев, как предполагалось совсем недавно, а миллиона.

 

В настоящее время канцлер Ангела Меркель, отмечает журналист, ожидает, что в Германию в этом году прибудет в общей сложности один миллион беженцев. Предыдущий прогноз федерального правительства, в соответствии с которым ожидалось 800.000 беженцев, устарел.

 

Как сообщили источники «Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung», Меркель на специальном совещании озвучила новое число для Германии: миллион. Тон Ангелы Меркель был достаточно резким — вероятно, потому, что представители федеральной полиции объяснили ей, что на границе с Австрией едва справляются с ситуацией.

 

Разумеется, никто не ждёт, что Германия примет каждого беженца. И тем не менее, как указывает далее издание, Ангела заявила: «Теперь мы должны договориться о мерах по обеспечению открытости границ».

 

После долгого обсуждения собравшиеся правительственные чиновники наконец согласились с планом из семнадцати разделов (17-Punkte-Plan), предполагающим расширение возможностей по принятию беженцев в странах ЕС наряду с усилением строгого контроля на внешних границах.

 

Заявление Ангелы Меркель о миллионе беженцев политиков вряд ли удивило. Ещё в середине сентября председатель СДПГ Зигмар Габриэль предполагал, что «убежище» в этом году в ФРГ найдёт миллион человек.

СДПГ, добавим от себя, выступает против создания транзитных зон для приёма беженцев. 1 ноября в Германии из-за вопроса беженцев на новый уровень вышел политический конфликт, в котором участвуют три партии правящей коалиции.

 

Об этом, сославшись на несколько информационных агентств, рассказал журнал «Шпигель онлайн» в разделе «Политика».

 

Встреча председателей ХДС, ХСС и СДПГ, обсудивших 1 ноября «общую линию государственной политики» по вопросу предоставления убежища беженцам, не привела к каким-либо конкретным результатам. Переговоры будут возобновлены в четверг, отметил представитель правительства Штеффен Зайберт (Steffen Seibert).

 

Открытым остался вопрос о создании транзитных зон (Transitzonen) для беженцев. СДПГ отвергает создание таких зон на том основании, что строить их на границах нецелесообразно. Пусть беженцы поступают в созданные изначально центры приёма.

 

Председатель СДПГ Зигмар Габриэль, участвовавший в обсуждении 1 ноября, отказался делать публичные заявления.

 

Эксперты из федеральных и государственных органов власти наметили проведение дальнейших дискуссий по этому вопросу на следующем заседании в четверг. Известно, что в правительственных кругах существуют значительные, даже принципиальные расхождения во взглядах на ситуацию. Уже идёт речь даже о том, не надо ли внести изменения в конституцию страны.

 

Споры политиков в Германии не утихают уже несколько недель. Кризис нарастает: тысячи беженцев прибывают в Германию каждый день. Только в субботу на минувшей неделе федеральная полиция зарегистрировала 9.313 человек (из них 7.287 — в Баварии).

 

Несмотря на споры немецких политиков, некоторые обозреватели в США прогнозируют светлое будущее ЕС от фрау Меркель.

Аналитик напоминает о тех же «нескольких неделях», в течение которых в прессе звучат утверждения о скором конце эпохи Ангелы Меркель, связанном с расхождениями в среде партийных коллег фрау канцлерин. В ФРГ отмечается «паника» из-за наплыва огромного числа беженцев. Тем не менее, канцлерин и думать не думает об отставке или о чём-то похуже — вроде отстранения от власти недовольными господами. Журналист считает, что «силовой» вариант ей не грозит. Другое дело, что ей приходится нелегко: ведь она находится на переднем краю «экзистенциальной битвы» между светлым будущим (его образ — сама Ангела) и несветлым (его олицетворяет хмурый венгерский премьер Виктор Орбан).

 

Многие политики Германии Ангелу не понимают. Например, премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер, лидер Христианско-социального союза, заявляет, что Ангела Меркель должна уладить ситуацию с потоками беженцев. Как именно уладить?

 

Да очень просто: он считает, что фрау канцлерин должна потребовала от Австрии перекрыть поток мигрантов. Ультимативный тон герра Зеехофера объяснить легко: беженцы-то идут в Баварию. Там они в первую очередь и селятся, ожидая «переезда» в другие земли. Социологический опрос начала октября показал: две трети баварцев желают сокращения потока мигрантов.

 

И всё же Бершидский считает, что Ангеле Меркель паниковать не следует.

 

Несмотря на то, что популярность ХДС упала, и, вероятно, как раз из-за миграционного кризиса, расхождения среди правящих политиков Германи не столь велики. Лидер СДПГ Зигмар Габриэль, к примеру, позицию Ангелы Меркель в отношении мигрантов разделяет.

 

Паника в ХДС/ХСС говорит вовсе не о том, над властью коалиции нависла некая угроза. Бершидский полагает, что члены коалиции на самом деле и сами предпочли бы вести более жёсткую политику в отношении мигрантов.

Сегодня Меркель остаётся лишь упирать в переговорах со своими политическими союзниками на необходимость «сплочения рядов»: политические силы ФРГ должны сплотиться именно вокруг неё, фрау канцлерин. Иначе нельзя, потому что Ангела ведёт борьбу за пределами страны, определяющую позицию страны в ЕС.

 

Антагонистом номер один Ангелы журналист видит Виктора Орбана — сторонника закрытия границ для мигрантов. На днях венгерский премьер снова выступил против квот по распределению беженцев. По его словам, принятие миллионов нелегалов без голосования лишено «демократических оснований».

 

Кроме Орбана, в попирании принципов демократии Ангелу обвиняет и Алексис Ципрас из Греции.

 

Самыми же ярыми противниками иммиграционной политики Евросоюза являются государства Восточной Европы. Новое польское правительство открыто выступает против мигрантов. Власти тех стран, что расположены на пути беженцев на север, подумывают над введением добавочных мер для прекращения наплыва мигрантов. Премьер-министр Словении Миро Церар отметил, что, если в скором времени не включится общеевропейский план по сдерживанию потока беженцев, то Словения предпримет свои меры по защите границ.

 

Бершидский знает, где выход для Ангелы Меркель.

 

Германии следует дать европейским государствам общий план по урегулированию проблемы с мигрантами. Подписание всеми сторонами такого плана убережёт ЕС от победы правых сил на континенте и сохранит лидерство ФРГ в Европе. Центризм в ЕС тоже не пострадает. Главное, Ангеле нельзя отступать от своего курса: обозреватель не считает, что уступки тем, кто требует ограничить поток беженцев, уместны. Последствия будут плохи.

 

И вывод: Ангела Меркель — это та политическая сила, которой суждено определить будущий вектор Евросоюза.

 

С последним можно согласиться, добавим от себя.

 

Если фрау канцлерин уступит оппонентам, иные из которых больше думают о внутренней политической борьбе в ФРГ, нежели о значении Берлина для Европы, вопрос с беженцами получит тот вектор, который задают политики вроде Орбана. Если же Ангела Меркель продолжит настаивать на своём, миграционная политика Германии позволит сохранить в какой-то мере тот Евросоюз с открытыми границами, к которому европейцы успели привыкнуть в XXI веке.

 

Дело за малым — разработать план по беженцам и убедить его подписать тех несговорчивых типов, что строят заборы на границах, фактически разваливая «единую» Европу.

 

И что-то нам подсказывает, что сегодняшние антагонисты Ангелы Меркель завтра пойдут на попятный. Германия же, отстояв «европейские ценности», подтвердит не только экономическое, но и политическое лидерство в Евросоюзе.

 

Олег Чувакин