Экс-президент Франции Николя Саркози посетил Москву. Он выступил в МГИМО, получив в главном дипломатическом вузе страны степень почётного доктора, а также встретился с президентом Владимиром Путиным.

 

 

 

Бывший французский лидер призвал к примирению между Россией и Западом. Он заявил о необходимости «перевернуть страницу украинского кризиса». «Изолировать Россию нет смысла, нужно разговаривать с ней», — отметил бывший глава французского государства.

 

Саркози отметил также необходимость объединить усилия Запада и России для победы над исламистами в Сирии. Он сказал, что необходимо вести диалог с партией БААС, лидером которой является президент Башар Асад и не обуславливать этот диалог требованиями досрочного ухода сирийского лидера.

 

Таким образом, Саркози выступил за компромисс между Западом и Россией.

 

Бывший французский президент имеет огромный опыт в улаживании конфликтов между США и нашей страной. Именно он стал посредником в противостоянии между Россией и Западом, которое возникло в ходе российско-грузинской войны 2008 года. Тогда Саркози удалось сравнительно быстро разрешить острый конфликт между нашей страной и американской администрацией.

 

Впрочем, на руку сыграли два обстоятельства – лидирующему в опросах общественного мнения на президентских выборах в США Бараку Обаме конфликт с Москвой был ни к чему. Ибо играл на руку его сопернику-республиканцу, сенатору Маккейну. Плюс сам Саркози занимал кресло в Елисейском дворце, что давало широкие возможности для воздействия на общемировую ситуацию.

 

Ныне Саркози в отставке. Однако будет ошибкой считать бывшего французского лидера пенсионером. Он является председателем ведущей оппозиционной партии Франции – «Республиканцев». Это неоголлистская правая партия многократно меняла название, но всегда оставалась важной частью двухпартийной системы Пятой республики наряду с ныне правящими социалистами. Конечно, Саркози надеется вернуться на пост президента в ходе выборов, которые ожидаются в 2017 году.

 

Иначе говоря, Москву посетил не только бывший, но и, вполне возможно, будущий президент Франции. Саркози позиционирует себя не только как предшественника, но и как преемника нынешнего президента Франсуа Олланда. Поэтому слова Саркози – это слова лидера французской оппозиции и возможного будущего главы государства. И к ним надо относится всерьез.

 

Франция традиционно занимала особое место в Европейском союзе и НАТО. Она была центром консолидации антиамериканских и проевропейских сил в рамках Запада. Именно французы сделали ставку на создание Соединенных Штатов Европы (идея принадлежит нашему соотечественнику, белому эмигранту и философу Александру Кожевникову, писавшему под псевдонимом Кожев).

 

Однако в ходе кризиса вокруг Украины, неожиданно переросшего в кризис мирового порядка, стало ясно, что проект Единой Европы тихо тонет. Способность США навязать свою волю европейским элитам оказалась слишком велика. Схема понятна: США давят на Германию, канцлер Ангела Меркель давит на остальные государства ЕС. Этот механизм не предусматривает никаких Соединенных Штатов Европы. Он не предусматривает даже серьезного влияния Франции на европейские дела. А ведь Франция длительное время считалась «локомотивом» Единой Европы, наряду с ФРГ.

 

Иначе говоря, выступая за примирение между Россией и Западом, Саркози действует не только в наших, но и во французских интересах.

 

В правление Олланда Франция утратила собственное лицо в международных делах. В рамках ЕС она следует германской политике. В мировых проблемах – американской.

 

Саркози как будущий президент пытается сформулировать такую дипломатическую линию, которая позволит Франции вернуть прежнее международное влияние. В прошлом влияние Франции строилось на особых отношениях с Россией. Сейчас этих особых отношений уже нет.

 

Падение влияния России в Европе парадоксальным образом совпало с падением влияния Франции.

 

Британия сталкивается с проблемами, похожими на французские. И пытается установить особые связи с поднимающимся Китаем. Франция могла бы сделать ставку на Россию – традиционный противовес германскому влиянию. Не говоря уже о том, что Евразийский союз и Европейский союз в будущем, по мере разрешения кризиса в отношениях России и Запада, могли бы пойти по пути интеграции. И роль Франции в процессе этой интеграции также может быть значительной.

 

Поэтому Саркози действует в традициях голлизма, которые предполагают дистанцирование Франции от США и значительную свободу рук Елисейского дворца в международных делах. Это уже вызывает обеспокоенность французских властей.

 

Премьер-министр Мануэль Вальс уже призвал Саркози не ставить под сомнение политику французских властей (а она сводится к поддержке США и санкциям против России).

 

Но Саркози не просто создает задел на будущее, когда ему представится шанс вернуться в Елисейский дворец. Он действует от имени той части европейской элиты, которая недовольна диктатом США в делах ЕС и ссорой с Россией. Конечно, ожидать, что позиция Запада одномоментно изменится, не стоит. Но процесс идет.

 

Но и ведущий оппозиционный политики США Дональд Трамп выступает за примирение с Россией. После того, как в 2017 году произойдет обновление правительств США, Франции и, возможно, Германии, отношения нашей страны и Запада будут перезапущены.

 

Павел Святенков