Депутат законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров обратился к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с предложением сделать 7 ноября Днем памяти династии Романовых.

Парламентарий подчеркивает, что октябрьские события 1917 года не являются для исторического развития Роcсии позитивными, а расстрел царской семьи в 1918 году — легитимным, пишет газета «Известия». Петров уверен, что учреждение памятного дня будет способствовать гармонизации внутригражданского диалога ввиду спорного отношения к судьбе царской династии, а также преодолению политических и исторических противоречий.

Петров пояснил, что идея об учреждении особой даты появилась в связи с тем, что сегодня российское общество повернулось лицом к потомкам царского рода, а факты жизни святой семьи всё чаще становятся предметом обсуждения не только на бытовом, но и на государственном уровне.

Хрен редьки не слаще: парламентарии о предложении сделать 7 ноября Днем памяти династии Романовых «Общество обсуждает возможность возвращения в страну потомков семьи Романовых из эмиграции и присвоения им особого правового статуса. Историки спорят о легитимности акта отречения от престола Николая II. Вся страна следит за новым витком в деле захоронения жертв Ипатьевской трагедии — в настоящее время правительственная комиссия работает над опознанием предполагаемых останков царевича Алексея и Великой княжны Марии. 7 ноября должно стать Днем памяти царской семьи и всех пострадавших в ходе революционных событий 1917–1922 годов, — заявил Петров. — История России — более сложное переплетение фактов и событий, нежели трактовки историков марксистско-ленинского подхода. Во многом надо признаться, что Октябрьская революция стала одним из самых разрушительных событий в мировой истории со времен краха Римской империи или Византии».

«Как бы вы прокомментировали это предложение? Не создаст ли привязка памяти Романовых к 7 ноября дополнительной напряженности в обществе?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

У нас есть памятный день, когда расстреляли семью Романовых — 17 июля. В этот день мы прославляем царственных страстотерпцев. Зачем еще что-то учреждать? Октябрьский переворот, как бы кто не относился к революции, разрушил нашу государственность. Это, безусловно, очень скорбная дата, — так она и обозначена в нашем календаре.

Сейчас очень часто стали говорить о Романовых. Но у некоторых наших депутатов как-то все больше проглядывает не защита интересов для единения нашего общества, а желание просто себя пропиарить. И это, по-моему, один из таких примеров.

 

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска

Я, честно говоря, не понимаю: почему именно 7 ноября? Нужна же какая-то историческая привязка. День мученической кончины царской семьи — 17 июля. Странно было бы привязывать это трагическое событие к 7 ноября — дате, имеющей ярко выраженную идеологическую окраску. 7 ноября — праздновалось с 1918 по 1991 год как День Октябрьской революции. Связывать годовщину «Великой Октябрьской Социалистической Революции» с расстрелом царской семьи, мне кажется, не совсем правильно.

Кстати, в 1996 году была попытка сделать 7 ноября Днем согласия и Примирения, но она провалилась. В результате мы отмечаем этот день 4 ноября, что, в общем-то, логично с точки зрения истории. Когда СССР распался, праздник, отмечающийся 7 ноября, убрали. Зачем сегодня его реанимировать? Есть такие вещи, которые ворошить не следует. Тем более не стоит пытаться искусственно втиснуть в календарь что-то другое.

Мне кажется, было бы уместно продолжать чтить память Святых царственных мучеников и страстотерпцев царя Николая II и его семьи 17 июля. А вообще я бы посоветовал нашим народным избранникам, прежде, чем предлагать что-то, посоветоваться с заинтересованными лицами. В этом случае было бы неплохо выслушать мнение священника с богословским образованием.

 

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Прежде всего хочется отметить: если и говорить о возвращении в Россию людей, которые называют себя Романовыми, то, наверное, большего статуса, чем «гражданин России», предлагать им не стоит — по крайней мере, пока все остальные граждане нашей страны не получат особый статус.

Во-вторых, оспаривание легитимности отречения Николая II — не в пользу последнего императора. Если он отрекался, не имея на то права, едва ли это характеризует его с положительной стороны. Тем не менее, никакого сомнения в научном сообществе факт отречения не вызывает. На этом спекулируют только околоисторические популисты, пытающиеся заработать таким образом какой-то политический капитал.

Ну и, наконец, по поводу идеи многоуважаемого депутата — День памяти царской семьи, ее мученической смерти уже существует, и предложение учредить какой-то особый день династии Романовых лишено оснований. Однако, на мой взгляд, необходимо честно признать события, начавшиеся 7 ноября по новому стилю, трагедией, а также непредвзято оценить все последующие — вместо оголтелого восхваления этого дня как величайшего в истории — что мы наблюдали на протяжении нескольких десятилетий XX века, вместо то стыдливого, то игривого замалчивания, заигрывания с этой датой и с последующими событиями — что мы видим в последнее время. Захват власти в 1917 году действительно величайшая трагедия — и для отдельных лиц, и для государства, и для огромного многомиллионного многонационального многоконфессионального народа. Совершенно очевидно: необходимо дать этому внятную, ясную оценку. 7 ноября могло бы стать Днем памяти и скорби, но никак не днем памяти отдельных лиц, потому что здесь нельзя как-то особо выделить одних и проигнорировать других.

Вместе с тем необходимо понимать: страдания царственных мучеников – подвиг. Они, безусловно, были убиты за свой народ, от которого себя не отделили, они не убежали, а оставшись с ним, разделили его судьбу, возглавив список жертв последующих бесчеловечных репрессий.

 

Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

Я категорически против этого предложения. Знаю людей, которые хорошо относятся к царской семье, но и 7 ноября для них — памятный день. Они помнят парад 7 ноября 1941 года, для них это тоже историческая память. Попытки заменить одно другим всегда вызывают конфронтацию.

Есть день расстрела царской семьи — день памяти царственных страстотерпцев. А есть исторические события. Одно из них произошло 7 ноября (25 октября по старому стилю). Для кого-то это день скорби, для кого-то — памяти, но рано или поздно к нему выработается какое-то отношение. Попытка же заменить одно другим ни к чему хорошему не приводит.

Например, в католической церкви большое раздражение вызывал языческий праздник богини плодородия. Его заменили Днем святого Валентина, «слепив» житие героя этого праздника из двух житий – Валентина и Валента. Этот день пытались сделать церковным праздником. В результате появился какой-то бессмысленный праздник, точнее сказать, коммерческий проект – Валентинов день, когда производители сувениров получают баснословную прибыль, а мужчины, как показывают опросы, в основном, поздравляют не жен, а «второстепенных» женщин – коллег, подруг. Поскольку житие тоже оказалось не очень-то правдоподобным, в конце концов, католическая церковь деканонизировала придуманного Валентина, оставив Валентина и Валента такими, какими они были. Упразднили святого, убрали праздник. А он все равно остался. Поэтому замещений, на мой взгляд, не нужно.

И потом мне кажется, это какой-то политический ход: «а давайте, раз КПРФ ходит все время 7 ноября с какими-то акциями, сделаем им какую-нибудь неприятность — чтоб не ходили». Так это напрасно, они все равно будут ходить. И конфоронтация останется. А еще в этом будет замешана царская семья.

Так пусть 7 ноября останется днем, каким он и был до этого в истории – переворота. Отношение к этому наша страна со временем выработает. А сегодня еще живы те, чьи деды делали этот переворот – как считалось, во имя светлых идей.

 

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии

Прежде всего необходимо осудить практику коммунизма в России, которая за 70 лет привела к миллионам жертв. А пока явного осуждения – политического, исторического — нет. Необходимо также подумать, что делать с памятниками коммунизму, вождям — Ленину Сталину. Быть может, организовать для них специальные музеи, хранилища?

Ну а по поводу дня памяти царя Николая II и его семьи – он уже есть, 17 июля. В этот день верующие могут почтить святых новомучеников. Устраивать дополнительный день, мне кажется, былобы странно — по крайней мере, для христианина. День памяти должен быть приурочен ко дню кончины мученической святой семьи.

И вообще, предложение депутата должно иметь отклик в обществе, поддержку избирателей. Вот интересно, а среди однопартийцев эта идея нашла одобрение? Набрала она, к примеру, 100 тысяч голосов? Странно как-то, не заручившись внутрипартийной поддержкой, рассчитывать на восторженную реакцию всех остальных.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук 

Предложение крайне неудачно. У многих поколений россиян, особенно старшего поколения, дата 7 ноября ассоциируется только с одним событием нашей истории. Конечно, оно очень трагично, с чем большинство соглашается. А мы тем более не можем принять октябрьские события 1917 года как положительный период истории.

Последнее время часто обращаются к теме царской семьи. Судьбы членов императорской фамилии – это трагедия. И лучше привязывать эти события к датам, которые давно устоялись. Есть день почитания царской семьи — 17 июля, когда их расстреляли. В этот день Русская Православная Церковь посвящает им службу. И в Екатеринбурге проходят особые торжества, связанные с памятью Романовых. Искусственно привязывать память святых к дате, которая вызывает отрицательные ассоциации, — очень неудачная мысль.

Источник