Нестабильность, которая охватила Черногорию в течение последнего месяца, начиная с первых протестов части оппозиции к правящей ДПС, т.е. Мило Джукановичу, который находится у власти с 1989 года, имеет характеристики, которые предполагают западный источник нынешнего  кризиса.

 

 

Это звучит парадоксально на первый взгляд, учитывая, что Мило Джуканович, с конца 1990-х годов, четко и недвусмысленно был прозападным, а в последнее время открыто антироссийским политиком и сторонником членства Черногории в НАТО.

 

С другой стороны, однако, в  Черногории среди обычных людей по-прежнему преобладают анти-НАТОвские настроения  из-за агрессии НАТО против Югославии в 1999 году, и, частично, из-за традиционных, вековых связей с Россией, без которой Черногория не выстояла бы в течение веков в условиях Османской оккупации сербской этнической территории.

 

Кроме того, есть признаки того, что некоторые ведущие европейские государства, входящие в НАТО, не поддерживали вступление Черногории, по различным причинам.

 

Если  Черногория не может быть принята в НАТО, а режим Джукановича становится все более непопулярным в связи с ростом социально-экономических проблем и растущей криминализации общества, следующим, наиболее оптимальным вариантом для интересов США будет дестабилизация Черногории по  украинскому сценарию.

 

Это подтверждается тем фактом, что в этом году мы уже стали свидетелями попытки дестабилизировать Македонию, путем проникновения террористических групп с НАТО оккупированной «Косово». В то же время, США активно продвигают международную легитимизацию «Косово», членство в международных организациях, таких, как Международный Олимпийский Комитет и в других спортивных организациях, а также в ЮНЕСКО. Параллельно, Сербия испытывает огромное давление с требованием отменить все свои государственные структуры в провинции, что дестабилизирует политическую ситуацию в самой Сербии, в то же время ,»поджигая» радикализм в Косово и Албании, который поощряется в большой степени, в форме велико-албанских стремлений. Великая Албания-угроза не только  для Сербии, но и для Черногории, Македонии и Греции.

 

И БиГ являются также мишенью англо-американской попытки дестабилизировать регион. Создается дополнительная нагрузка на Республику Сербская. Прошлым летом  была предпринята попытка, которая постоянно бы портила отношения в БиГ, чтобы оправдать определение сербов как «геноцидного народа» Республику Сербскую как геноцидное государство. Англо Американские дипломаты открыто нападают и  критикуют президента РС Милорада Додика.

 

Наконец, влияние России в последние годы, неизбежно распространяется на сербской этнической территории — и за его пределами. Запад предлагает новые заимствования и пустые обещания, в то время как Россия предлагает конструктивное, взаимовыгодное сотрудничество, такое, как проект South Stream, сознательно и намеренно, уничтоженный западными державами. Западные государственные чиновники неоднократно публично выражали обеспокоенность по поводу распространения влияния и роста России и ее президента Владимира Путина среди простых людей в регионе, что было обеспечено:

 

  1. российским вето на резолюцию по Сребренице в Совете Безопасности ООН;

 

  1. эффективной правовой российской интервенцией в Сирии;

 

  1. российским конструктивным и неконфликтным подходом к проблемам бывшей Югославии.

 

Нагнетание  кризиса в Черногории, как видно с этой точки зрения, будет представлять собой создание новых горячих точек в регионе и расширение так называемого  Пояса дестабилизации, по рецепту «арабской весны». Запад больше не в состоянии предложить новые модели или ответы, но может «разжигать»  кризис, который гораздо проще и дешевле в управлении, чем режимы вассальных государств. Вместо  «творческого разрушения», что рекламируется одним из американских неоконсервативных идеологов, Майкл Ледин, где он старается уничтожить старые подходы  и навязать новые, прозападные, и оставить только хаос, так как Запад более не в состоянии навязать свой порядок.

 

Показательно, что организаторы акций протеста в Черногории во главе с демократическим фронтом, партией, представляющей меньшинство оппозиции, правящей коалицией ДПС/SDP. Большинство оппозиции, во главе с Миодрагом Лекичем, который  на основе предыдущих результатов выборов, может привлечь около 20% голосов (по сравнению с 5-6% для DF) — не участвовало в предыдущих 20-дневных протестах перед парламентом Черногории или  прошлой ночью, которые были жестоко подавлены. Почему большинство оппозиции намеренно исключены из общего фронта против Джукановича? И мы говорим не зря, потому что ДЕМОС не был приглашен, чтобы присоединиться к акции протеста, когда они начали, а потому, что во время акций протеста, на определенном этапе слышал обидные слова, выдвинутые против руководителей ДЕМОС. Почему, если вы хотите смену правительства на улице, не пригласили оппозиционную структуру принять участие?

 

Показателен и тот факт, что акции протеста были приостановлены на несколько дней, после успешных протестов и прогулок 18 октября, хотя тогда режим Джукановича было потрясен. Почему ему дали «ультиматум» 6 дней или 6 дней для консолидации?

 

Это не утверждение, что часть оппозиции, которая организовала протесты, сознательно делает это в зависимости от интересов Запада, потому что нет никаких конкретных доказательств. Но если протест выключил большую часть оппозиции, если режиму дается перерыв целых 6 дней, в то время, когда он был в опасности, если протест прошлой ночью так быстро превратился в насилие, и полиция, и некоторые демонстранты — это элементы, которые способствуют прозападному и про-НАТО режиму М.Джукановича?

 

Наконец, следует сказать, что не было никакого видимого наличия или влияния, что бы уследить российскую роль в организации протестов. Конечно, Россия не один раз публично выражала несогласие с присоединением Черногории в НАТО. Но это не русская методология, когда дело доходит до отношений с другими странами, где Россия настойчиво придерживается принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств, что особенно важно в это время, когда Россия все сильнее выступает против внешних вдохновителей попыток организации так называемых цветных революций. Таким образом, вмешательство России во внутренние дела Черногории будет напрямую подрывом одного из ключевых элементов внешней политики России.

 

Заметна агрессивная и хорошо освещенная в средствах массовой информации деятельность органов власти Черногории. Лоббисты НАТО в регионе обвиняют Россию в организации протестов в Черногории, в стиле «Поймать вора». Если бы серьезные беспорядки вспыхнули в Черногории, активизировались бы усилия по обвинению России в последствиях. И тогда это было бы еще проще для НАТО взять на себя роль «спасителя» и «хранителя стабильности».

 

Анна Петрова, Черногория, перевод — News Front