Брат белого генерала Анатолия Пепеляева, кадет (кадеты были центристами, патриотами, либералами, за монархию, потом за республику), так вот, он говорил:
«Левые слишком мало любят Родину, а правые — свободу».
Под «правыми» Пепеляев понимал националистов, консерваторов.
Под «левыми» — большевиков, западников, социалистов.
В России за сто лет всё, можно сказать, перевернулось с ног на голову.
Левые теперь у нас — консерваторы, империалисты, приверженцы традиции — и они куда меньше любят свободу, чем Родину.
Право занимать «правый» спектр либералы в целом отняли у националистов, хотя в случае Майдана националисты и либералы заняли один фланг и слились до степени смешения. Как, впрочем, и в России, в случае, скажем, Алексея Навального.
Так вот, «правые» безусловно свободу (то, как они её понимают) ставят выше Родины (как понимаем её мы — левые консерваторы).
Ещё раз повторяю: ныне слова Пепеляева ничего не объясняют, а только запутывают смысл.
А всего-то сто лет прошло.
Вид разбитного, вульгарного, чуть туповатого и глубоко «народного» красного командира уже ушёл гулять в, скажем, кинематограф — между тем, придётся ещё раз заметить, что «народные» командиры сплошь и рядом встречались у «белых», а среди «красных» командиров было огромное количество царских офицеров.
В книге Юзефовича «Зимняя дорога» прочитал, как колчаковский военачальник Анатолий Пепеляев взял в Перми в плен 800 красных командиров, большинство из них были — царские офицеры.
Но «тенденция» существует и её, похоже, не переломить.
Для начала изображая «красных» командиров таким образом их легче презирать и вообще выказывать в негативном свете.
Впрочем, постаралась в этом смысле и социалистическая традиция: она собственно и заложила этот расклад: «белые» — это Кайдановский и Высоцкий, а «красные» — ну, скажем, Роллан Быков.
Теперь так и будет.
Куда ближе к истине был, к примеру, Алексей Н. Толстой. Экранизацию «Хождения по мукам» видели, наверное.
Рощин, Телегин — вот они такие и были. То белые, то красные. Ножкин, Соломин. Даже лица похожи на прежние фотографии, Гражданской войны. Ещё Бурков там играл красного командира. Тоже похоже. Красный командир там из «футуристов». Вроде не очень похоже на правду, футуристы не были «красными» командирами. Но помня биографии людей того времени (скажем, поэта Нарбута или критика Шкловского) предположить можно и это. Толстой, с точки зрения художественной, был вполне прав.
Нет Комментариев