Французские «пробные шары» относительно возобновления строительства кораблей для России должны быть категорически отвергнуты

 

Прозвучавшее накануне заявление президента Франции Ф.Олланда о возможности новых контрактов с Россией на предмет постройки для неё кораблей, наверняка потрясло многих своих уникальным цинизмом. Не прошло и года как Франция самым позорным, недостойным для великой державы образом, нарушила свои государственные обязательства и сорвала поставку России двух построенных по ее заказу и уже оплаченных вертолетоносцев. И вот на тебе – парижские гарсоны опять к нашим услугам!

 

 

 

Не приведи Господь! Только так и никак иначе можно охарактеризовать это новое «коммерческое предложение». И такая реакция, отнюдь не только и не столько дань вполне понятным эмоциям. Провальная сделка по «Мистралям» — это большой урок для России на многие годы вперед.

 

Причем – урок весьма многоплановый. Прежде всего и самым наглядным образом было подтверждено, что России не следует полагаться в сфере оснащения своих вооруженных сил сколько-нибудь значимыми видами вооружений ни на каких сомнительных иностранных подрядчиков у которых всегда «семь пятниц на неделе», а будущее зыбко, как болотное марево.

 

И, тем более — категорически не следует разменивать интересы обеспечения обороноспособности страны на любые, даже кажущиеся очень актуальными коньюнктурные соображения. Именно так, к сожалению, произошло в данном случае, когда Россия таким затейливым образом отблагодарила «французских друзей» за их, мягко говоря, некритической важности содействие в замораживании конфликта с Грузией.

 

В-третьих – французские «Мистрали» с их чужеродной технологией и нетрадиционным для российского флота «колониальным» форматом боевого применения изначально были обузой для России. Специально под них пришлось строить береговую инфраструктуру, налаживать производство многих компонентов конструкции, вплоть до строительства кормовой части корабля и сопутствующего оборудования. Более того, в дальнейшем французы стали требовать от России еще и ограничения зоны их оперативного предназначения. Из-за чего, отчасти, оба «Мистраля» планировали к размещению только на Дальнем Востоке.

 

Постройка кормы «Мистраля» в России – наглядное подтверждение того, что ничего сверхъестественного и непостижимого в его конструкции не было. Тем более, что палубные вертолеты для него – целиком российского производства

 

Но все это разумеется не главное. А главное состоит в том огромном ущербе, который был реально нанесен обороноспособности России и её военным возможностям этой несуразной во всех отношениях сделкой.

 

Во-первых, из-за того, что русские деньги ушли в Париж, собственная российская программа обновления большого десантного флота была фактически свернута. Продолжалось, да и то — эпизодически, строительство только средних десантных кораблей типа «Иван Грен», предназначенных на замену предельно изношенным советским аналогам. А соответствующие конструкторские бюро были обречены на многолетний простой. В результате даже сегодня, когда опять возникла срочная нужда в их услугах, они мало что могут предложить, кроме проектов, разработанных еще в Советском Союзе. А ведь ущерб от застоя конструкторской мысли не измерить никакими деньгами. Ведь это все равно, что вгонять собственную страну в научно-техническую отсталость.

 

Впрочем, даже оставленные на голодном пайке российские корабелы сумели в сжатые сроки разработать проект десантного вертолетоносца «Прибой», мало в чём уступающего тому же «Мистралю». Но поскольку денежки достались французам, русский «Прибой» был на многие годы обречен оставаться только красивой моделью на выставочных стендах.

 

Этому красавцу - российскому кораблю коварно перешли дорогу французские «Мистрали»

 

Но и это еще не всё! В томительном ожидании злополучных «Мистралей», была не только заморожена программа создания российских аналогов этих ДВКД, но и полностью похерена жизненно важная работа по восстановлению боевой готовности вполне современных больших десантных кораблей (БДК) типа «Иван Рогов» — которые были выведены из боевого состава флота и поставлены на мертвый прикол именно по причине безденежья! А ведь средств на их элементарное содержание требовалось в разы меньше, чем на закупки по импорту новых ДВКД!

 

БДК «Митрофан Москаленко» из-за «Мистралей» чуть было не отправился «на иголки»

 

Между тем, ситуация с помянутыми БДК, в свете нынешних событий в Сирии, буквально потрясает своей нелепостью и даже, по большому счету — антигосударственной сущностью. Сегодня функционирование всего так называемого «Сирийского экспресса» обеспечивается малоразмерными десантными корабликами, способными принять на борт только мизерное количество грузов и боевой техники. Именно поэтому их эксплуатируют в беспощадном режиме, чреватом высокой аварийностью. Тем не менее, снабжение российской группировки в Сирии по морю крайне ограничено и не позволяет обеспечить необходимое наращивание сил и средств, в том числе и в интересах наступающей сирийской армии.

 

Ни «Мистралей», ни «Роговых»! За всех отдувается допотопный «дедушка» - БДК спроектированный в 60-х годах прошлого века!

 

А в это время два крупнейших транспортных боевых корабля российского флота, каждый из которых может принять на борт до батальона пехоты со всем тяжелым вооружением, бездействуют у причалов потому, что те деньги, на которые их можно и нужно было вернуть в строй, многие годы мариновались во Франции.

 

И только не надо мне сейчас говорить что-нибудь вроде – ну кто же знал, что так получится? Россия уже не первый год прилагает усилия для восстановления своего влияния в мире и для решения ключевых геополитических проблем в своих интересах. Очевидно, что для эффективной поддержки этих усилий критически необходимы мощные вооруженные силы и, в частности – дееспособный во всех отношениях военно-морской флот. Поддержание максимальной боевой готовности всех наличных сил которого и должно было быть обеспечено в первую очередь.

 

К сожалению, злополучный французский контракт помешал этому самым существенным образом, поставив российских конструкторов, судостроителей, военных моряков, дипломатов и Генеральный штаб в весьма непростую ситуацию. Когда важнейшие государственные задачи надо кровь из носу решать, а решать их почти что нечем. И ладно бы еще было бы совсем нечем. А то ведь стоят у стенок прекрасные корабли, которые сейчас были бы просто находкой для российского флота, если бы не политкорректные игры с «Мистралями».

 

Остается надеяться, что этот урок Россия усвоит надолго. И второй раз на те же самые французские грабли уже никогда не наступит. Как бы любезно не предлагал ими воспользоваться мусью Франсуа Олланд.

 

Юрий Селиванов, специально для News Front