Одна девушка спросила меня однажды, что для меня важнее — долг или чувства. И хотелось бы ответить, что чувства, и она, наверное, хотела бы услышать от меня именно это. Но я должен был ответить иначе…

— Конечно, долг… — ответил я, и больше мы не виделись.

Долг всегда важнее чувств, хотя секулярный мир и ставит ощущения, желания, похоти во главу угла. Можно сказать, что и чувство долга — это тоже чувство, но как же оно отличается от наших хотений, когда входит в противоречие с ними. Это как некая внешняя сила, которая волочит тебя к исполнению, даже если тебе не хочется, если тебе страшно, противно, больно. Ты все равно пойдешь и сделаешь, ведомый своим долгом. И в итоге, когда чувства переменятся, исчезнут, поблекнут — а такова их природа — исполненный долг докажет тебе, что ты был прав, и все произошло правильно. Сожаления не будет.

На войне это видно особенно ярко. Чувства могут привести тебя на войну, воодушевить, зарядить на бой, но наступит момент истины. Твое тело устанет, твой дух ослабнет, тебе будет страшно, а вокруг будет только грязь и, возможно, никакой надежды. Все закончится здесь, в грязи и крови, без всякой поэзии, и умирать, возможно, придется не так уж и быстро, как в книжках про героев. И тут подумаешь, «а тот ли я герой, каким себя представлял?».

И твои чувства будут заставлять тебя бежать, ползти, спасаться, найти себе тысячу логических оснований свалить подальше от огня и смерти. Но только твой долг заставит тебя, скрипя зубами, стоять лицом к лицу со своею судьбой и делать то, что велено Богом.

Возможно, ты не выживешь, но потом, оглянувшись, с улыбкой поймешь, что все произошло так, как должно было. Должно.

Диакон Павел Шульженок

Источник