Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности и координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей депутат Сергей Гаврилов выступил с речью на первом заседании группы по вопросу противодействия развитию сектантства в России.

«Многие из нас помнят начало 90-х, когда на фоне ряда проблем Россия подверглась нашествию самых опасных деструктивных сект, которые служили во много прикрытием для разложения и обрушения нашего единства, нашего мира, нашей духовной целостности. <…> Потом ситуация немного успокоилась. Но сейчас мы видим, к сожалению, чудовищный ренессанс этого чудовищного явления. Обращаясь к последним фактам — зверское убийство сектантом своей семьи в Нижнем Новгороде, система прослушивания и контроля со стороны сайентологов за прихожанами, часто видим факты издевательства над христианскими символами, с мошенническими не безызвестными махинациями секты бога Кузи!» – подчеркнул Сергей Гаврилов.

«В ближайшее время мы планируем разработать меры по предотвращению этой опасности, профилактики, меры жесткого контроля для недопуска этих страшных сект до работы с населением. Мы не являемся сторонниками излишней толерантности в этом вопросе и должны заботиться о духовной культуре нашего народа!», — заявил Гаврилов.

Подробнее — здесь.

Мнение эксперта

О проблеме сектантства в России специально для аналитического агентства «Русь Православная» рассказывает публицист и практический психолог Алексей Богачев.

CentrPress31-300x282В отношении инициативы руководителя Межфракционной группы по защите христианских ценностей ГД РФ, депутата от фракции КПРФ Сергея Гаврилова можно сказать только одно: законодательно запретить секты надо было еще позавчера! Очевидно, что современные психотехнологии позволяют вовлечь в злокачественно измененные состояния сознания даже психически здоровых людей, которым и затем можно манипулировать как угодно. Своеобразные наркотические «смеси» из психоанализа, эриконовского гипноза, НЛП и других методов воздействия на бессознательное в обход сознания нередко оказывают воздействие более сильное и более разрушительное, чем даже тяжелые наркотики. В статье «Бич сектанства и трагедия Украины» я писал об алгоритме вовлечения индивидуума в секту следующее:

«Проблема сект во все времена являлась достаточно серьезной, а в современном мире, где информационные потоки объединяют людей в разнообразные сети, данная проблема стала особенно актуальной и значимой не только в социально-психологическом, но и в политическом плане.

Существуют различные определения сущности секты как феномена. Достаточно распространено понимание сектантства как процесса выделения малых групп из той или иной религиозной общности (https://ru.wikipedia.org/wiki/?4??4??4??4??6?). Однако в настоящей работе мы рассмотрим феномен сектантства с психологической точки зрения и в политическом контексте (на примере нынешней Украины).

Согласно известному социальному психологу Д. Майерсу, секта –«это «группа, обычно характеризуемая: 1) особым ритуалом поклонения богу или человеку; 2) изоляцией от окружающей «злой» культуры; 3) наличием харизматического лидера. (Ересь, в отличие от секты, есть лишь ответвление официальной религии.)» (Д. Майерс, «Социальная психология», СПб.: Питер, 1997 — 688 с.).

В соответствии с данным подходом, мы можем рассматривать секту как некоторую социальную группу (численность ее может быть от трех до многих миллионов человек), которая противопоставляет себя окружающему миру на основе определенной системы иллюзий, скрепленной крайне высокой эмоциональной значимостью нахождения в данной группе для ее членов.

В этом контексте нам близко одно из определений секты, данное А. Дворкиным: «Тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, культурологическими и иными масками» (Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. С. 44.)

Рассмотрим алгоритм вовлечения индивидуума в секту. Представим себе человека, живущего в отчуждении от мира, потерявшего контакт с собственными эмоциями, психологически усталого и одинокого. Предположим, он наталкивается на объявление о «психологическом тренинге» и соглашается принять в нем участие. А тренинг ведет опытный специалист, который умеет применять такие групповые психотехники, посредством которых «вскрываются» глубинные чувства, прорываются вытесненные и даже отщепленные ранее переживания, возникает особое чувство искренности общения. Во время настоящего, созидательного психологического тренинга, который ведет ответственный ведущий, возникшие переживания интегрируются в структуры личности участников тренинга, так чтобы после него они могли выстраивать новые, более здоровые, чем раньше, отношения во внешнем мире. Как правило, ответственный подход требует и разъяснения сущности актуализировавших во время тренинга процессов.

В любом случае, профессиональный психолог всегда добивается того, чтобы тренинг завершился внутренней интеграцией, «собиранием в кучу» каждого из членов тренинговой группы. Но если перед ведущим группы стоит задача создания секты, то он, запустив мощнейшие эмоциональные механизмы в участниках «тренинга», затем не только не работает над тем, чтобы помочь членам группы овладеть этими процессами и затем использовать новые возможности (коммуникации, эмоциональной саморегуляции, восприятия событий и т.д.) в обычной жизни, но, наоборот, создает ситуацию, при которой эти процессы овладевают доверившимися ему людьми, и они находятся в положительном состоянии только во время самого «тренинга». Испытав «просветление», то есть заново обратившись к глубоким чувствам и непосредственному общению, человек после окончания такого «тренинга» вновь попадает в «серый и беспросветный мир», где не хочется жить. Более того, в этом человеке вновь актуализируются все страхи, обиды, вся бывшая ранее в бессознательном душевная боль. Это похоже на ситуацию, при которой врач, начав полостную операцию, затем не завершает ее, отпустив пациента с разрезанным животом и без дальнейшего приема анальгетиков. Естественно, в таком случае в индивидууме возникает сильнейшая тоска по «тому, настоящему», что якобы может дать только секта, в нашем примере замаскированная под психотерапевтическую группу. Он возвращается в группу, а там ему предлагают целую систему жизни, включающую в себя и «харизматичного лидера» (лидеров), и «новояз» (то есть некий особый выдуманный язык) и «систему знаний», выдаваемую за нечто «абсолютно новое» (так сайентологи-дианетики выдают за собственные открытия известные психологические теории и практики).

В большом количестве случаев после такого воздействия человек становится постоянным членом и донором (в финансовом, организационном и иных планах) сектантской группы, все в большей степени впадая в эмоциональную зависимость, отгораживаясь от «холодного и беспощадного мира», начиная думать на языке секты, подчиняться ей (ее лидеру или лидерам) во всем. Одновременно запускается механизм нездоровой регрессии (психологического возвращения к детскому состоянию). Регрессия стимулируется отождествлением с группой (психологическим «растворением» в ней) и множеством специальных техник образования «человеческой массы», в которой каждый возвращается к уровню, близкому к уровню обезьяны. Наверно, многие могли наблюдать данные процессы, при которых сектанты активно подпрыгивают, хлопают в ладоши, обнимаются и поют. Это характерно и для «пятидесятников», и для коллективов многих западных фирм (особенно сетевого маркетинга), и для «психологических групп быстрого развития». Активно начинают работать и другие защитные механизмы (самообманы) личности. Например, возникает иллюзия собственной значимости как члена «круга избранных и посвященных», свысока глядящих на «простецов», не знакомых с «подлинным учением». Очевидно, что к принятию такого рода иллюзий, равно как и к вовлечению в секту, в целом, особенно склонны люди с комплексом малоценности и обидой на мир, а также с рецептивной установкой («мне все должны»). И начинает новый адепт той или иной секты действовать как «винтик», принимая любые сумасшедшие идеи, отвергая самого себя, отрицая очевидные факты и т.д. Пытающихся же вразумить «новообращенного» сектанта родственников сектант с негодованием отвергает и считает их уже чуть ли не врагами» (http://kprf.ru/party-live/opinion/139004.html).

Итак, мы видим, что беспристрастный научный анализ прямо-таки требует от законодателей защитить граждан России от вредоносного воздействия различных сект, приравняв их создание к распространению наркотиков.