В среду Совет Федерации единогласно поддержал запрос президента Владимира Путина об использовании Вооруженных сил РФ за рубежом. Получено согласие на использование в Сирии российских ВВС.

Разберемся, в каких случаях Россия имеет право на использование вооруженных сил за рубежом и чем действия нашей страны отличаются от действий в Сирии «западной коалиции».

 

 

Международное право и самооборона

 

В случае если решение о применении военной силы принимается на международном уровне, вопрос применения военной силы определяется Уставом ООН. В соответствии с Уставом, применение силы разрешается в случае самообороны или использования миротворческих войск по решению Совета Безопасности ООН.

 

Любое применение военной силы при иных обстоятельствах считается агрессией. Так, Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 года установлено следующее определение агрессии: «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций». Это именно те действия, которыми так часто грешат западные «партнеры», и не только в Ливии.

 

Есть и второй вариант использования вооруженных сил за рубежом — по просьбе государства, на территории которого планируется вести боевые действия, тем самым помогая данному государству в реализации права на самооборону согласно Уставу ООН.

 

Очевидно, что действия западной коалиции в Сирии прямо нарушают вышеуказанные нормы. Так, на прошлой неделе Франция и Израиль применили бомбардировки территории Сирии — без какого-либо согласия сирийского правительства и решения Совбеза ООН.

 

Как заявила Франция, данные действия совершались в целях «самообороны», но так и не было объяснено, от чего именно «самообороняется» Франция, используя военную силу без согласия сирийского правительства за тысячи километров от Франции.

 

Национальные интересы и право

 

Как заявил глава администрации президента Сергей Иванов, при использовании Вооруженных сил РФ в Сирии речь идет не об удовлетворении амбиций, а о защите национальных интересов РФ.

 

В этой связи следует отметить, что действия президента, направленные на защиту национальных интересов, полностью соответствуют и внутреннему законодательству России, а именно — федеральному закону «Об обороне», который устанавливает случаи, когда Россия вправе использовать вооруженные силы за рубежом.

 

В соответствии с пунктом 2.1. статьи 10 указанного закона, предусматривается право президента на оперативное использование вооруженных сил за пределами РФ для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.

 

 

Не все средства хороши

 

Если сравнивать действия России и западных союзников в Сирии, радикально отличаются не только процедурные вопросы, но и цели применения силы.

 

В отличие от западных союзников, Россия ставит задачу борьбы с терроризмом и поддержку легитимной власти Сирии в борьбе с этим злом. Что касается США, то именно пренебрежение международным правом и понятием легитимности, готовность финансировать и поставлять оружие сирийской «оппозиции» (ничем не отличающейся по сути от ИГИЛ) привело к созданию и укреплению «Исламского государства».

 

После всего произошедшего основной целью США осталось смещение законного президента Асада, для чего все средства хороши. И эти средства завели США в тупик в Сирии, поставив под вопрос главенствующую роль США в мире. Оказалось, что правило «Америка исключительна и всегда права» уже не работает в современном мироустройстве.

В этой ситуации решение президента России об использовании Вооруженных сил в Сирии, принятое в связи с просьбой легитимных сирийских властей, является безальтернативным решением, образцовым с точки зрения международного права и интересов сирийского народа.

 

Илья Ремесло