Резкое оживление событий на Ближнем Востоке обнажило еще одну очень важную тенденцию в региональных раскладах. Тенденцию, давно назревавшую, но не очевидную широкой аудитории до вчерашнего дня.

Встреча Владимира Путина с президентом Палестины Махмудом Аббасом

Эта тенденция исчерпывающе описывается в новостных сообщениях последних пары дней.

 

Владимир Путин встретился с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху.

 

Песков: РФ и Израиль договорились об информационной координации по САР.

 

Владимир Путин встретился с президентом Палестины.

 

 «Газпром» может поучаствовать в освоении палестинского месторождения Газа-Марин.

 

Как известно, в ходе Холодной войны роли сверхдержав в арабо-израильском конфликте были распределены просто: США поддерживали Израиль, СССР – для противовеса – палестинцев. Ничего личного, только геополитика.

 

Однако сейчас ситуация все сильнее и стремительнее меняется.

 

Во-первых, Палестина все больше утверждает свой статус признаваемого мировым сообществом государства.

 

Во-вторых, все чаще и отчетливее звучат голоса, утверждающие, что Штаты уходят с Ближнего Востока и постепенно отказываются от роли главной геополитической силы в регионе.

 

Если для большинства стран региона, такое положение вещей сулит как проблемы, так и выгоды, то для Израиля это будет означать катастрофу в буквальном смысле этого слова. При всей силе государства и мощи армии, у страны не будет шансов выстоять против окружающих ее враждебных стран без поддержки мировой сверхдержавы.

 

Вчерашний день, кстати, принес очередное заявление на эту тему: главнокомандующий армии Ирана пообещал за 25 лет уничтожить Израиль.

Именно России предстоит взять на себя роль покровителя Израиля и гаранта его существования в следующий исторический период. Это, конечно, просто геополитика, но и «личные» факторы тоже имеют значение: ведь «там на четверть бывший наш народ».

 

Неслучайно Нетаньяху привез собой в Москву высшее командование ЦАХАЛа. Так что, утечки о серьезной координации действий армий России и Израиля по Сирии не выглядят беспочвенными слухами.

 

Но встреча Путина с Махмудом Аббасом посылает отчетливый сигнал всему Ближнему Востоку, что России не намерена выбирать одну сторону в противостоянии, тем более отказываясь от старых партнеров и союзников. Нет, Россия претендует на статус хранителя баланса, уравновешивающей силы, гаранта стабильности всего региона.

 

А учитывая, что Ближний Восток стоит на грани общей мясорубки, которая перемелет абсолютно все страны регионы, а некоторые может вообще стереть с лица Земли, позиция мощной силы, стоящей за максимальное сохранение сложившегося государственного статус кво, может оказаться крайне привлекательной для всех.

 

Ирина Алкснис