Пока Европа придумывает новые санкции для России, Александр Григорьевич усиленно машет из спасательного круга и уже готов подняться на борт союзовского корабля. Не основного, конечно, вспомогательного, ведь лидеры Старого Света всерьез обсуждают возможность убрать ярлыки «антидемократа» с шеи Лукашенко.

В Европе, до недавнего времени, батька имел статус подпольного диктатора. Мол, в его стране все делается из-под плети, люди массово снимаются в реалити-шоу «12 лет рабства», за неповиновение народ отправляют на голодные игры. Но после Минских переговоров отношение Запада к нашим соседям заметно потеплело. Идут разговоры о том, что запреты на въезд белорусских чиновников в страны ЕС, а также заморозка активов около 200 человек, включенных в санкционный список, могут быть сняты. Послабления не коснутся лишь поставок оружия в Белоруссию, говорится в сообщении агентства Reuters: «Формальное решение по вопросу снятия ряда санкций может быть принято на следующей неделе в ходе встречи европейских дипломатов. Впрочем, дипломаты могут принять решение и о продлении санкционного режима, который истекает 31 октября, но отложить вступление этого решения в силу на год», – пишет агентство, ссылаясь на дипломатические источники в ЕС.

Еще в начале августа ЕС исключил 24 человека из списка индивидуальных санкций. Сообщения о возможности пересмотра санкционного режима появились после того, как Евросоюз приветствовал решение президента Лукашенко помиловать и освободить из заключения экс-кандидата в президенты Николая Статкевича и еще пятерых оппозиционеров.

Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини и еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан назвали решение Минска «важным прогрессом в усилиях, направленных на улучшение отношений между ЕС и Белоруссией».

Санкции Европейского союза против Белоруссии были введены почти десять лет назад, а в октябре 2014-го продлены до октября 2015-го. Брюссель ссылается на отсутствие в Белоруссии прав и свобод граждан, а также на систематические нарушения демократических принципов. Санкции включают эмбарго на поставки оружия и оборудования для правоохранительных органов, а также заморозку активов и запрет на въезд в ЕС лицам, которых Евросоюз считает ответственными за нарушения прав человека.

Потепления между ЕС и Лукашенко уже были. Произошло это накануне президентских выборов: лидер Белоруссии надеется, что в глазах ЕС он превратится из «последнего диктатора Европы» в легитимного лидера страны. Миссия ОБСЕ уже дала согласие прислать в Белоруссию для наблюдения за выборами около 400 наблюдателей, которым «будет позволено работать без ограничений». Могерини также заявила, что впервые с 2010 года можно говорить о переходе к более конструктивным отношениям между ЕС и Минском. «Нужно воспользоваться этой возможностью приступить к более позитивной повестке с одним из ключевых партнеров ЕС в этой части мира», – передает ее слова DW.

Доцент кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ, политолог Евсей Васильев в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что информация СМИ о возможном снятии санкций – это очевидный обратный ход ЕС на амнистию от 23 августа. Наличие политзаключенных было наиболее острым вопросом в отношениях между Западом и Белоруссией. Однако переоценивать положительные сигналы в сторону Лукашенко со стороны Запада не стоит.

«Посредническая роль Белоруссии в деле подписания Минска-2 и личный вклад в это Александра Лукашенко сыграли свою роль. До этого Лукашенко называли «последним диктатором Европы». Сейчас Запад таких формулировок не использует. Лукашенко лично общается с руководством Германии и Франции», – подчеркнул политолог.

Однако, учитывая экономические, политические и культурные связи России и Белоруссии, а также участие Минска в интеграционных процессах в рамках Евразийского союза, ориентация на Москву для республики безальтернативна, уверен Васильев. «Представить себе ситуацию, схожую с украинской, невозможно. Впрочем, несмотря на это, фактор определенной нестабильности все же сохраняется. Небольшие группы белорусских националистов – змагаров – поддержали Майдан и участвовали в АТО на стороне ВСУ. Их возвращение в Белоруссию создает определенную нестабильность для страны», – отметил он.

Он уделил внимание оговорке СМИ по поводу поставок оружия Минску. «Военно-политическое сотрудничество России и Белоруссии находится на очень высоком уровне: Минск не нуждается в сторонних поставках с Запада. Более того, Минск на все сто процентов завязан на российский ВПК. Поэтому оговорка о невозможности снятия санкций военного характера носит риторический характер», – резюмировал Васильев.

Замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ, политолог Богдан Безпалько согласен с Евсеем Васильевым по поводу того, что дестабилизации Белоруссии по образцу украинских событий не произойдет.

«Накануне пятых президентских выборов ЕС делает символические жесты, чтобы дать понять Минску, что европейская бюрократия признает выборы, если Лукашенко будет двигаться от России», – сказал он. Безпалько отметил, что жесткая риторика Александра Лукашенко в адрес России была замечена и оценена по достоинству в Европейском союзе. «Европейцы усмотрели в заявлениях Лукашенко сигнал к сотрудничеству на антирусской и антироссийской почве. Однако, несмотря на это, белорусское общество не так расколото, как украинское. Более того, за годы своего правления Лукашенко сумел убедить граждан страны, что все успехи Белоруссии – это его личные заслуги», – подчеркнул эксперт.

Источник