В понедельник, 24 августа курс рубля продолжил стремительное падение, пробив очередную психологическую отметку и достигнув 71,18 за доллар и 81,65 за евро. Таким образом, с начала месяца американская валюта подорожала на 9 рублей, а европейская — на 13. К середине торгов на бирже рубль незначительно стабилизировался, но на 25 августа Банк России установил официальные курсы доллара и евро на уровне 70,74 и 81,15 рублей соответственно. Впервые в новейшей истории РФ официальный курс доллара превысил отметку в 70 рублей.

Эксперты называют целый ряд факторов, которые привели к падению национальной валюты. Это не только падение цен на нефть, достигших шестилетнего минимума, но и резкий обвал китайского рынка, а за ним и снижение фондовых рынков по всему миру, которое уже окрестили «черным понедельником». Паника на биржах мгновенно сказалась на курсах валют развивающихся и ряда развитых стран. Например, австралийский доллар просел до шестилетнего минимума. Российский рубль также пострадал от глобальной нестабильности.

В субботу, 22 августа премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал, что в среднесрочной перспективе курс рубля вернется к показателям, которые установились до новой волны понижения. Однако это было до «черного понедельника», который наверняка внесет коррективы в планы финансового руководства страны.

Писатель, журналист, обозреватель аналитического журнала «Однако» Дмитрий Лекух ответил на несколько вопросов корреспондента аналитического агентства «Русь Православная« («РП») Сергея Савасина.

1431427156_lx (1)

«РП»: – Что в этой ситуации необходимо предпринимать нашим финансовым властям, чтобы удержать курс рубля?

Дмитрий Лекух: – В данной конкретной ситуации – уже ничего. При той экономической модели, которую исповедует «экономический блок правительства» и руководство ЦБ Российской Федерации, набор инструментов влияния на курсы валют вообще весьма ограничен. Обратная сторона «интегрированности в мировую экономику» — зависимость от ее волатильности. Для того, чтобы бороться с этим, особенно в период очевидного перехода мирового финансово-экономического кризиса в «горячую фазу», необходимо не купировать его последствия, а выстраивать совершенно иную модель управления экономикой, на что экономисты либеральной школы не способны, к сожалению, принципиально. Хотя — нет, кое-что они сделать все-таки могут: уйти в отставку, хотя и это тоже вряд ли поможет. В «обойме» экономистов иных взглядов, способных работать в острых кризисных условиях, у нас просто нет. Разве что Глазьев или Белоусов, не плохо проявивший себя в кризис 2008 года. Но насколько они «готовы», наверное, не знает сейчас никто.

Ситуация-то близка к самоубийственной, а структуры (не персоналии, а именно структуры, что куда страшнее), руководящие отечественной экономикой, мягко говоря, импотентны.

«РП»: – Есть ли какие-то инструменты, с помощью которых можно исправить ситуацию?

Дмитрий Лекух: – В той экономической модели и при той системе управления экономическими процессами, которые реализуются у нас сейчас, таких инструментов не существует.

«РП»: – Могут ли вообще власти повлиять на курс рубля, если его падение зависит от внешних факторов?

Дмитрий Лекух: – Локально повлиять на курс рубля можно, например, валютными интервенциями на биржах. Но смысл? Это даже нынешний «экономический блок» понимает, что валютные интервенции во время системного кризиса есть несусветная глупость. Кризис-то носит — и это сейчас очевидно — не локальный, а системный характер. И бороться надо не с волатильностью курса рубля, а с совсем другими вещами: например, как сделать доступными для бизнеса — как частного, так и государственного — кредитные рублевые ресурсы и избежать одновременно их конвертации в иные валюты и вывода за рубеж, и вот только не надо говорить, что это невозможно. К примеру, в китайской экономической модели такой опыт имеется, и он там вполне успешен. Или как избежать снижения уровня жизни населения, который помимо всего прочего жизненно необходим для «разгона внутреннего потребления», роста «внутреннего спроса». Резкое снижение ставок ипотечного кредитования, к примеру, довольно быстро позволит нарастить объемы в жилищном строительстве. И так далее, и тому подобное.

Необходим «отраслевой подход», неизбежное «планирование». Протекционизм. Но для того, чтобы это осуществить необходимо зарезать такое количество «священных коров экономического либерализма», что просто страшно сказать…

Источник