Сегодня состоялся Совет безопасности России, на котором обсуждалась ситуация на Донбассе и меры противодействию Исламскому государству.

С ИГ тема отдельная, и крайне тревожная — слишком часто она стала всплывать в нашем политическом лексиконе, и со слишком неприятными обстоятельствами вокруг нее.

По Донбассу как раз все в рамках привычного течения событий: пока все идет по колее. Можно спокойно класть кирпич на педаль газа и спать: из колеи не выскочишь. Мелкие неурядицы типа расстрелов Горловки и других городов никак не мешают идущему Минскому процессу. Пропаганда уже возбудилась и многозначительно подмигивает: совсем не зря собрался Совет безопасности, ох, не зря. Но в данном случае это все из серии, когда перед референдумом в мае прошлого года Путин одевал майку с номером 11 или ставил свечку в храме — выводы делались далекоидущие, но к реальности не имеющие никакого отношения.

Можно точно говорить о том, что минская колея неизбежно завершится сдачей границы и зачисткой Донбасса карателями — об этом стороны в Минске договорились и ударили по рукам аж дважды. Есть, конечно, вариант, при котором карты договаривающихся сторон смешаются — если возникнет какой-либо непредусмотренный кризис. Порошенко перегнет палку или упадет еще какой-нибудь самолет — неважно. Только серьезный эксцесс, способный вышвырнуть уверенное течение минского предательства куда-то в сторону, может стать причиной разворота событий. Пока такого эксцесса на горизонте не просматривается.

Мало того — и времени для него остается уже очень немного: если выборы все-таки будут проведены, то Москва волей-неволей будет приступать к последней части взятых на себя обязательств — выводу техники и людей и передаче границы под контроль Киеву. Колея станет еще глубже, и кризис, который может выбросить из нее, должен быть еще сильнее.

В принципе, в обстановке, когда разные силы действуют на Донбассе иногда прямо противоположно друг другу, такое развитие событий исключать нельзя — но скорее всего, именно этому и посвящено заседание Совбеза. Как предусмотреть любые неожиданности и без проблем сдать территорию партнерам. То, что рядом с границей стоят наизготовку несколько российских бригад, факт неоспоримый. Вот только трактовать его можно с разных сторон — это могут быть и силы вторжения (хотя по правде говоря, для этого их слишком мало), либо силы прикрытия границы. От разных несанкционированных прорывов «с той стороны».

В общем, пока судить о решениях Совбеза бессмысленно — обтекаемость формулировок можно трактовать как угодно. Пока нет причин сомневаться в приверженности ранее взятым на себя обязательствам по сдаче Донбасса. Появятся более весомые причины для сомнений — ну, тогда их и можно будет рассматривать.

Пока же все идет по плану.

Кстати, прояснилась история с якобы вот-вот должной начаться раздачей российских паспортов. Ее не будет. Не абы кто, а член Совета при президенте России по правам человека Евгений Бобров сообщил дословно следующее:

«…По словам члена Совета по правам человека и развитию гражданского общества (СПЧ) Евгения Боброва, российские власти не намерены вводить в Донбассе российские паспорта. На днях, по его словам, на эту тему в совете состоялось расширенное заседание с участием представителей Минюста, правительства и администрации президента: «Это серьезная проблема, что люди остались без каких-либо документов и прав. В результате обсуждения мы договорились, что на территории России эти люди смогут находиться по своим старым, просроченным документам. Единственное требование – чтобы в них были вклеены фотографии».

Российские паспорта, добавил Бобров, им будут выдаваться по стандартной для иностранцев процедуре и при наличии на это весомых оснований. На этой неделе, по словам эксперта, будет подписан соответствующий указ президента. Он также отметил, что проживающие на территории ЛНР и ДНР люди, потерявшие паспорта, должны обратиться в местный украинский ФМС, где после подтверждения их личности им выдадут временные документы…»

Говоря иначе: закончился паспорт? Марш в украинский паспортный стол и продлевай. Российский — по стандартной процедуре. При наличии «весомых оснований». Война к ним не относится.

Так что пропаганда может баюкать жителей ДНР и ЛНР сказками о скором приобретении российского гражданства, но в самой России на этот счет прямо противоположное мнение.