«Вы еще проклянете тот день, когда вам не хватило решимости остановить экспансию советского империализма на континенте», — заявил когда-то в Конгрессе США родственник президента Сомосы и глава парламента Никарагуа Луис Паллаис Дебалье. И это были почти те же самые слова, которыми нынче оперируют первые лица Украины, стремясь подчеркнуть свою важность «для всего цивилизованного мира». Несмотря на попытки связать Украину с европейской политической традицией, у нас гораздо больше общего с Латинской Америкой. Даже текущая политическая жизнь Никарагуа сильно напоминает нашу текущую жизнь. А то, что там происходило в 60-70-е годы, похоже еще сильнее и достигнет пронзительного крещендо в течение какого-нибудь месяца.

 

Так же, как и сейчас у нас, нельзя сказать, что при Анастасио Сомосе все было плохо. Например, у самого президента и ближнего к нему круга лиц была шикарная недвижимость в стране и за ее пределами (например, виллы на Багамах и сеть отелей на испанской Коста-Браве). Компания главы государства была крупнейшим экспортером никарагуанского скота. Первые лица контролировали добычу полезных ископаемых, регулярно собирая с добытчиков мзду. Про ночные клубы и дискотеки что и говорить. Семья Сомоса желала уберечь страну от коммунистов (выражения «русский мир» тогда не знали). Поэтому для надежности забрала около половины территории Никарагуа в частную собственность. А для народа принимались разные полезные законы, которые, впрочем, не работали по причине всеобщего бардака, коррупции и вседозволенности власти.

 

Митинговать, например, можно было только против «сепаратистов», которые имели другое мнение по поводу того, в какую сторону нужно двигаться Никарагуа. Для более эффективной борьбы с ними национальная гвардия, полиция и активисты работали на полную катушку. Например, убили главного редактора оппозиционной газеты La Prensa Педро Хоакина Чоморру. Естественно, была проявлена особая забота о запрете Компартии. «Политические убийства и пытки за подозрение в сочувствии левым партизанам стали в Никарагуа повседневной практикой», — сообщают информированные источники. В остальном власть демонстрировала полное равнодушие к тому, как живут и что едят подданные.

Заботы были иные – как бы эти подданные не устроили бунта. Поэтому для повышения уровня подготовки нацгвардии, ее прибыли тренировать американские инструкторы. Собственно говоря, вся внутренняя и внешняя политика Сомосы в удивительно знакомой нам манере направлялась твердой дланью из Вашингтона. Добряк «Тачито» даже уговорил своих друзей немного смягчиться по отношению к еще одному интересному персонажу, диктатору Гаити «Папе Доку» Дювалье. Региональный альянс против коммунизма важнее отрезания голов и других милых причуд, не так ли? Кстати, папины тонтон-макуты – практически «Правый сектор» или батальон «Торнадо». Только поколоритнее.

 

Сказать, что Сомоса с его нацгвардией и диктатурой был каким-то особенным зверем – так нет. Для Латинской Америки такое положение вещей было, скорее, нормой. И конечно, все это делалось «в інтересах країни» и ради ее спасения от коварного врага. Просто там никто не пытался изобразить диктатуру «демократией европейского образца». Все было более-менее честно. Вот этого Украине, при всей ее похожести на Никарагуа, как раз недостает.

 

За последние полтора года в нашей стране было убито несколько десятков политиков, «неправильных» общественных активистов,  журналистов, священников. На глазах у спокойно стоящей милиции вооруженные люди громят харьковский офис Оппозиционного блока. После этого партии отказывают в регистрации в Харьковской области. Политических оппонентов или просто «заподозренных в сепаратизме» похищают, избивают, иногда немного пытают. Это делается в открытую, а, следовательно, с полного одобрения власти. «В інтересах країни», половина которой тоже принадлежит довольно известным людям.

 

Компартия запрещена, как и связанное с ней прошлое. И в принципе, запрещена любая оппозиция. Местные выборы, яркий старт которым был дан в Чернигове, пройдут безо всякой альтернативы, это уже совершенно понятно. Только это не свободное волеизъявление граждан свободной страны, нет. Оно в принципе невозможно, пока есть гвардия и тонтон-макуты, а у этих ребят найдутся аргументы, чтобы переубедить любого. Даже безо всяких отказов в регистрации. Главный аргумент — постоянно нагнетаемая угроза наступления «сандинистов» и стоящей за ними «экспансией советского империализма на континенте».

 

Крепнущая диктатура латиноамериканского типа, вот так следует нам обозначить путь развития страны. Хотя еще не все потеряно. После того как в игру вокруг Крыма включилась Турция, доброжелательно принимающая у себя Конгрессы крымских татар, Украина возвращается в геополитическую триаду XVII века. За ее территорию борются Запад (где Польшу сменили США), Россия и турки. Поэтому никарагуанские декорации разворачиваются на фоне знакомых извивов исторической судьбы. Но это означает лишь то, что финал режима президента Сомосы прокрутится у нас в ускоренном темпе. И пассажиры чьего-то набитого деньгами самолета тоже не получат политического убежища после посадки в аэропорту Майами.

 

Дмитрий Заборин, Украина