Прочитал в отличное биографии Гумилёва (автор Шубинский). О дуэлях.

«В России стрелялись жесточе, чем где бы то ни было в Европе: не с пятнадцати-двадцати, а с десяти, восьми, шести шагов, стрелялись до результата, то есть до смерти».
Мало того, в России — и это случай вообще уникальный — в 1894 году военные дуэли были фактически легализованы: речь идёт естественно только о дуэлях между офицерами по решению суда чести полка; и всё же.
Россия — страна самураев.
На дуэли вызывали людей, оскорбивших их, премьер-министр Столыпин и отец писателя Набокова — политик, кадет Владимир Д. Набоков.
С тихой улыбкой представляю, как Дмитрий Медведев кого-нибудь вызывает на дуэль. Или, скажем, Сергей Миронов. Было бы неплохо.
Всё-таки нравы несколько пали. Надо приподнимать.
Ладно ещё Столыпин и Набоков. Или Гумилёв и Волошин (о дуэли которого идёт речь в книге Шубинского). Там были случаи и вовсе неожиданные. Мандельштам собирался драться с Хлебниковым — два гениальных чудака не от мира сего. Вениамин Каверин вызывал на дуэль Михаила Зощенко (профессионального солдата, между прочим). Или, самое удивительное: писательница Мариэтта Шагинян вызывала на дуэль поэта Владислава Ходасевича.

 

Захар Прилепин