13 июля день рождения Олеся Бузины. В этом году я впервые не поздравлю его лично. Тяжело осознавать это. И абсолютно не верится, что Олесь не с нами. Я листаю контакты в мобильном телефоне, и взгляд ловит два слова — Олесь Бузина. И сразу вспоминаешь все встречи, разговоры, дискуссии. Уже не позвонить…

В день рождения моего друга Олеся Бузины я хочу рассказать вам о нем.

 

 

Первую встречу с Олесем я помню как вчера. Созвонились по телефону. Олесь предложил увидеться недалеко от м. Шулявская в тихом кафе. Сижу на летней площадке. Пью кофе. Зашел мужчина крепкого телосложения, в джинсах, в кожаной куртке с поднятым воротником. На голове бандана. На ногах военные ботинки.

 

— Привет! Меня зовут Олесь!

 

Обсуждали Украину. Правление Ющенко. Пропаганду украинского национализма.

 

Впечатлений от первой встречи с лучшим писателем современной Украины было масса. Чувство юмор потрясающее. Очень начитанный, интеллигентный, скромный.

 

Олесь не употреблял алкоголь. Не курил. Вел здоровый образ жизни.  Один раз он предложил увидеться утром в парке на спортивной площадке. Я приехал. Старая советская площадка. Самодельные турник и брусья. Несколько молодых ребят. Среди них Олесь. Он подошел к турнику и сделал несколько десятков раз упражнение подъем-переворот.  Многие не могут и одного раза сделать это упражнение. Олесь по утрам тренировался в парке. Бегал. Держал себя в отличной физической форме.

 

Однажды Олесь провел мне экскурсию по Берестейскому парку. Он знал каждую деталь. Он знал историю парка. Показывал, где была незаконная вырубка леса и кто в этом виноват.  Рассказывал о многочисленных судах в защиту парка. Потом мы подошли к небольшому пруду. Он долго на него задумчиво смотрел. Потом произнес:

 

— Вот мечта есть у меня. Найти деньги, что очистить пруд от тины, от камышей. Вычистить дно. Иначе скоро пруда не будет. А когда-то было время, когда в пруду купались дети.

 

Как-то уже при правлении Януковича мы сидели в кафе на Подоле и обсуждали политическую ситуацию в стране. Олесь был раздражен позицией и Януковича и правящей Партии Регионов.

 

— Вот смотри. Несколько лет Ющенко выжигал из украинцев все русское. Начиная с детских садов шло оболванивание людей. Подмена ценностей. Пришел Янукович. Пришел благодаря голосам русского электората. Прошло уже немало времени, а мы словно продолжаем жить при Ющенко. Сколько раз я обращался к депутатам-регионалам (Олесь перечисляет несколько фамилий) с предложением о равном статусе русского и украинского языков! А они все одинаково отвечают, мол, Папа пока не разрешает. Это они так своего Януковича называют. Мы триединый народ – русские украинцы и белорусы. Но все мы русские. И русский язык обязан быть в Украине государственным и основным. –

 

Олесь стал снимать документальные фильмы на историческую тему.

 

И мы часто стали дискутировать на тему белогвардейцев и большевиков.  Однажды он сказал поистине крылатую фразу:

 

— Вот ты красный, а я белый. Но, тем не менее, мы прекрасно понимаем друг друга. А знаешь почему? Потому что мы русские!

 

Олесь часто спрашивал меня о Сталине.

 

— Владимир, поскольку ты у меня главный сталинист, есть вопрос!

 

Спустя некоторое время в одной популярной украинской газете на развороте появляется правдивый материал о Вожде в рубрике: «Истории от Олеся Бузины».

 

Однажды мы были приглашены на памятные мероприятия в честь русского премьер-министра Столыпина. Олесь очень ярко выступил. После выступления Бузины слово попросил почетный гость с Москвы Никита Сергеевич Михалков. Он особо отметил выступление Олеся, пригласил в гости в Москву. После мероприятия Олесь и Никита Сергеевич долго о чем-то говорили. Обменялись телефонами.

 

Олесь с пониманием отнесся к моему отъезду вместе с семьей из Киева в Луганск. Он любил Луганск по-особому. Он мечтал снять фильм о Луганске и фильм о Климе Ворошилове. Он очень любил луганчан и считал их самыми вольными жителями Украины.

 

Представьте себе. Сидим в укрытии несколькими семьями под обстрелами в Луганске. Звонок на мобильный.

 

— Кто это?

 

— Олесь Бузина.

 

— Тот самый, с Киева писатель?

 

— Тот самый…

 

Я начинаю говорить с Олесем. И он говорит.

 

— Я очень, очень за вас переживаю! Главное выживите, Владимир! Главное выживите!

 

И так почти каждый день звонил Олесь. Каждый день… А еще он деньги мне на пополнение счета отправлял. В Луганске негде было. Город в блокаде.

 

Последний раз мы виделись с ним уже в Москве. Я вывез семью. Он приехал на передачу. После передачи мы созвонились и посидели в одном из кафе. Он выглядел очень уставшим, осунувшимся.

 

— Нужен мир. Нужно наказать виновных в смертях. Нужен мир. – И в глаза такая печаль и боль.

 

Я предложил ему выехать с Киева. Говорил о том, что оставаться уже нельзя. Слишком опасно.

 

Олесь отказался.

 

— Я останусь. Я же миротворец. Я не призываю убивать. Киев мой город. Никому я там не нужен.

 

Мы обнялись, пожали друг другу руки и расстались.

 

Дорогие друзья!  Переоценить вклад Олеся Бузины в дружбу Украины и России сложно. Величайший писатель и публицист современности ушёл от нас, но живы его книги, статьи, фильмы.  Жива его память.

 

Помните о нем. О великом и одновременно простом киевском парне Олесе Бузине.

 

Народ любил его при жизни. Народ любит его и сейчас.

 

Владимир Карасёв, специально для News Front