В Донецке даже люди, далекие от музыки, знают имя Валентины Лисицы — знаменитой пианистки, которой из-за ее симпатий к ДНР-ЛНР запретили выступать в Торонто. Нещадно обстреливаемый Донбасс, с оружием в руках отстаивающий свою землю, уже похоронивший тысячи своих граждан – стариков и детей, предоставил ей лучшую (доступную для всех зрителей) площадку. 22 июня в День памяти и скорби она выступила перед горожанами под открытым небом у монумента Освободителям Донбасса. В эти часы миллионный Донецк, казалось, весь сконцентрировался на площади у монумента. Он отзывался на каждую ноту драматичного Шостаковича, после концертов которого в годы Великой Отечественной защитники уходили на фронт, рвущего душу в тоске по Родине Рахманинова, воспаряющего к высшей точке гармонии Чайковского.

Эта музыка, звучащая в унисон с биением сердец, растеклась по городам Донбасса, где Валентина Лисица в ходе недельного тура давала свои концерты. «Я счастлива!» — не раз повторяла пианистка. И везде – в каждом городе, где она выступала, —  страстная игра этой статной блондинки отзывалась в каждой мельчайшей клеточке израненного Донбасса.

А ее красное концертное платье казалось знаменем борьбы, впитавшим в себя не только кровь защитников Донбасса, пролитую в Отечественную и проливаемую сейчас, но и цвет любимых цветов шахтерской столицы – города миллиона роз.

На родине Сергея Прокофьева

Дончане понимают музыку и умеют говорить на языке музыки. Ведь вопреки утверждениям врага о том, что Донецк – столица «ватников» и «сепаратистов», город имеет прочные культурные традиции. На памяти нынешнего поколения – гастроли звезд мировой величины, международные фестивали оперного и балетного искусств, международные джаз-фестивали.

По воле судьбы здесь, в селе Солнцевка, родился Сергей Прокофьев – музыкант мирового уровня. Но долгие годы официальный Киев не хотел гордиться замечательным земляком. Возможно, по той простой причине, что великому композитору не хватило «этнической чистоты». Ведь родился он не на Западной Украине, а в русскоговорящем Донбассе.

Прокофьева в Донецке много. Его имя носят музыкальная академия и филармония, его именем назван выстроенный недавно красавец-аэропорт, который пришедшие «освобождать от российских оккупантов» укрофашисты уже сровняли с землей. Даже первоцветы распускаются в Донецке под звуки классической музыки, потому что каждый год вслед за зимой в город приходит «Прокофьевская весна». В рамках этого праздника много лет проходит Международный конкурс молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева» – детище заслуженного деятеля культуры Украины кавалера российского Ордена Дружбы профессора Донецкой музыкальной академии Вячеслава Бойкова. Становление его проходило при активном участии выдающихся музыкантов России, а почетным президентом конкурса стал народный артист Советского Союза выдающийся пианист Николай Петров. Конкурс поддержал живущий в Лондоне внук великого композитора Сергей Прокофьев-младший. Профессиональный уровень конкурса был настолько высок, что его лауреаты впоследствии гарантированно получали награды международных конкурсов. Но это все было в мирной жизни. Мечта дончан распространить мировую славу Донбасса как родины величайшего композитора XX века Сергея Прокофьева была расстреляна.

Государственный переворот в Киеве установил четкую границу, где до войны — это то, что уже прошло, а после войны – то, что еще не наступило. Потому что в Донбассе, зажатом блокадой и нещадно обстреливаемом уже более года, каждый день гибнут люди.

Кузница кадров

До войны Донецкая музыкальная академия имени Сергея Прокофьева справедливо считалась кузницей кадров, где ковали победителей музыкальных конкурсов. Так, только ученики безвременно ушедшего профессора Байкова, работающие сегодня как на Украине, так и за рубежом, завоевали на конкурсах и фестивалях, по большей части международных (в Бельгии, Беларуси, Германии, Греции, Ирландии, Италии, США, Украине, Франции), почти сто наград. Награды его «музыкальных внуков», т.е. учеников его учеников, подсчету не поддаются.

А во время войны… Академия избежала участи крупнейших вузов Донбасса, клоны которых были созданы на подконтрольной Киеву территории. Провинциально-высокомерная столица, видимо, по-прежнему демонстративно дает понять, что культуры в Донбассе нет. Впрочем, отсутствие этого внимания сегодня на руку дончанам. Хотя сохранение целостности вуза не спасло его от потерь. Часть преподавателей и студентов уехали. Те, кто остался, пережили (и переживают) обстрелы, отсутствие зарплат и стипендий, невозможность организовать нормальный учебный процесс. Здесь Донбассу снова подставила плечо Россия. По итогам сдачи выпускных экзаменов специалисты получат дипломы не только Донецкой музыкальной академии, но и Ростовской консерватории, а ассистенты-стажеры – дипломы Российской академии музыки имени Гнесиных. И это совершенно естественно, поскольку Донбасс и Россия связаны миллионами незримых нитей. В них вплетаются и недавнее выступление студентов и аспирантов академии, а также учащихся существующей при ней спецшколы для одаренных детей в Большом зале Колледжа имени Гнесиных. И более раннее участие студентов и преподавателей в музыкальном мосте с Московской консерваторией, в международных фестивалях «Русская песня» (Москва), в ежегодных концертах «Звучит великая русская музыка» (Донецк), на последнем из которых вместе с хором академии блистательно выступила ее выпускница – солистка Большого театра Алина Яровая.

А в новом учебном году к учебе в Донецкой музыкальной академии приступят более сотни студентов-первокурсников.

Вопреки известному утверждению, когда говорят пушки, музы в Донбассе не молчат. Они помогают выжить. Как признался автору этих строк один из музыкантов: «Как только начинается обстрел, сажусь к роялю и заглушаю «бахи» Чайковским».

О потерях и планах

— Вы просто не представляете, какие у вас дети! – сказал, услышав игру юных виртуозов на прокофьевском конкурсе, член жюри заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Польша директор Общества и конкурса имени Шопена в Москве Михаил Александров.

Впрочем, успехи донецкой школы пианистов последние четверть века во многом держались на энтузиастах и на той системе, которая была выстроена в советские годы. Украине блестящие пианисты были не нужны.

А ведь вырастить талантливого пианиста — это большая селекционная работа, на которую уходят десятилетия, считает доцент Альбина Орищук, ученики которой более 50 раз становились лауреатами конкурсов разного уровня.

Вот и на днях из США пришла весть о том, что ее ученик Артем Ясинский, каждый год собирающий лауреатские звания в международных конкурсах, завоевал золотую медаль на Всемирном конкурсе пианистов в Цинциннати (World Piano Competition 2015). Этого блестящего молодого музыканта, прошедшего отбор на XV Международный конкурс имени Чайковского, меломаны могли бы увидеть нынешним летом и в Москве, не помешай ему чисто технические причины…

Артем, кстати, неоднократно побеждал дома в Международном конкурсе молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева» и в других состязаниях. Но, судя по всему, в ближайшее время ни ему, ни другим молодым и совсем юным пианистам не суждено принять участие в проводимых на Украине конкурсах. С 2014 года уже дважды (сначала — на 2015-й, потом — на 2016 год) переносили проведение 10-го Международного конкурса памяти уроженца Киева великого пианиста Владимира Горовица. Кстати, в 2007 году он едва не был сорван из-за бесчинств митингующей оппозиции, когда удары в бочки и рев динамиков просто заглушали игру конкурсантов.

Отношение к культуре киевской власти сказалось и в отмене весной прошлого года концерта известного российского пианиста Дениса Мацуева только за то, что он в числе 300 деятелей культуры РФ поддержал позицию Владимира Путина в отношении к Крыму. И в нападках т.н. киевских деятелей культуры на Валентину Лисицу, посмевшую осудить военные действия Киева против Донецкой и Луганской народных республик.

Что уж тут говорить о Донбассе, на который Киев пошел войной! Понятно, что никто из исполнителей не приедет на международный конкурс в осажденный и обстреливаемый город.

— Когда закончится война, мы обязательно продолжим конкурс Прокофьева, — говорит директор Международного конкурса молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева» Альбина Орищук. — Я очень этого хочу. Это была одна из причин, по которой я до последнего не уезжала из Донецка. Уехали с дочкой только тогда, когда военные действия обострились до крайности, мы оказались практически на передовой.

Приедут и успешные музыканты – птенцы Донецкой музыкальной академии имени Сергея Прокофьева. Пока же они блистают в США, Германии и других странах т.н. цивилизованного мира, у них одна задача – разбудить тамошних усыпленных проукраинской пропагандой обывателей, продемонстрировав им такой уровень музыкальной культуры и исполнительского мастерства донецких «террористов-ватников», виртуозов-«сепаратистов», до которого кичащимся своей «европейской цивилизованностью» не то что остающимся под киевской хунтой украинским регионам, но даже многим странам Евросоюза еще расти и расти.