Пришло время подвести первую черту в дискуссии вокруг того, что на самом деле происходит в Армении.

 

 

1. Сами армяне считают, что их «электрический протест» не имеет никакого отношения к цветным революциям и направлен только на то, чтобы не допустить повышения тарифов на электроэнергию на 16,7% (начальные намерения «Электрических сетей Армении» декларировались о повышении стоимости киловатт-часа в среднем на 40%).

 

2. По утверждению армянской стороны, никаких антироссийских настроений «электрический протест» не несет.

 

3. Сторона участников и симпатиков украинского майдана, включая российских оппозиционеров, не скрывает стремлений видеть в «электрическом протесте» майдан, причем, прямо связанный с украинским майданом. В Ереван отправились различные скандальные персонажи, известные по украинским майданным событиям. Украинские неполживые СМИ пачками создают и тиражируют фейки, призванные убедить зрителей и читателей в том, что Армения повторяет путь Украины. В дело поддержки «армянского майдана» включились и влиятельные издания, публикующие фотошоп-версии «украинского флага» и «флагов «Правого Сектора» в руках у участников «электрического протеста», и должностные лица («термос Авакова»). Майданерам из Украины очень бы хотелось в случае смены лозунгов протеста на политические играть одну из первых партий в организации армянского майдана, если такой вдруг станет возможным. С другой стороны, постмайданному киевскому режиму никак нельзя признавать социальную направленность армянского протеста – в своей стране такие протесты категорически не приветствуются, хотя тарифы на коммунальные услуги и электроэнергию повышаются в разы. Поэтому украинской стороне исключительно важно освещать армянские события исключительно как прелюдию к майдану. Ну, и раздувать антироссийские настроения, которые приписываются протесту. Та же самая задача и у майданутых россиян – их интерес исключительно в том, чтобы российский след в деле повышения тарифов на электричество (активы ЗАО «Электрические сети Армении» принадлежат группе «Интер РАО») представить как причину «антироссийских настроений» армян, всего протеста, всей Армении… Ну а дальше вытянуть из этого тему военной базы РФ и дальше, дальше, дальше, и больше, больше, больше. Разумеется, на педалирование этой темы работают прозападные НКО и в Российской Федерации, и на Украине, и в самой Армении.

 

3. В деле освещения протеста в Армении полно всяких косяков и перегибов как со стороны украинских и западных СМИ, так и со стороны российских.

 

4. Раздаются первые политические лозунги о смене власти в лице президента страны – Сержа Саргсяна и парламента.

 

5. Интернет переполнен новостями об ElectricYerevan на английском. Картинка для западных друзей демократии рисуется все теми же участниками НКО. За гранты.

 

6. «Электрический протест» пользуется наработками майдана, что делает некоторые его действия как две капли воды визуально похожими на действия того же украинского майдана. Опять же, вполне возможно, что за этим стоят активисты все тех же НКО и примкнувшие к ним.

 

Что будет дальше – увидим. Нагнетать не хотелось бы. А больше всего не хотелось бы, чтобы невидимая рука «демократии» подменила социальное содержание протеста на совершенно иное. Для Армении это будет катастрофой.

 

С другой стороны, если армяне добьются своего в деле снижения тарифов на электроэнергию до приемлемого уровня, украинские майданеры будут посрамлены. Поскольку сами они не в состоянии потребовать от своей власти справедливости в социальных вопросах и добиться желаемого. Последний коммунальный протест во Львове был представлен (в том числе и в западных СМИ) как сборище неадекватов.

 

Пожелаем же армянскому народу добиться электрической справедливости. И не допустить смены лозунгов, а вслед за этой сменой – политической катастрофы. Перерождения немайдана в майдан.

 

Ева Меркурьева