Проповедь, прозвучавшая в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших.

В сегодняшний праздник, братья и сестры, самое время поразмышлять над дорогим каждому из нас словосочетанием «Святая Русь». Первейшее значение слова «святой» – «отделенный, посвященный Богу». Само тысячелетнее бытование понятия «Святая Русь» определенно свидетельствует об изначальном посвящении нашего Отечества служению Богу. Это наитруднейший жребий, обрекающий посвященных на непрестанный подвиг, на скорби и лишения. Так что отцам нашего Отечества требовалось много мужества и веры, простирающейся во времени до самого скончания веков, чтобы дать обет послушания Христу не только за себя, но и за самых отдаленных потомков.

Святость Руси, о которой мы говорим, конечно, не означает ее безгрешности. Более того, я даже не стал бы оспаривать той мысли, что Русские – самый грешный из всех народов Земли. Если положить на одну чашу весов обилие откровений и духовных дарований, изливавшихся на Русь, на другую же – ее беззакония, мы увидим эти весы божественного правосудия в непрестанном колебании. И теперь куда мы качнемся – к жизни или к смерти – большой вопрос.

Чтобы лучше понять идею святости Руси, обратимся к размышлению о святости Церкви. Мы произносим в священном Символе: «Верую… во едину святую соборную и апостольскую Церковь». Веровать можно лишь в то, что не является очевидностью. Именно так обстоит дело со святостью Церкви. Напротив, очевидной является греховность каждого живого члена земной Церкви. Но Бог Сам ведет верующих путем испытаний, дабы, очистив их, словно злато в горниле, представить неповинными в день Страшного суда, дабы превратить грешников в святых.

Так же и с Русью. Очевидна наша греховность, святость же – предмет веры. Мы веруем не в свою исключительность, как некоторые, говорящие об исключительности какой-то нации, а в святость возложенного на нас подвига. Здесь следует обратить внимание на важную закономерность: чем ближе отдельный человек или целый народ к Богу, тем с большей яростью враждует против него сатана. Отсюда на Руси соседство высочайших образцов добродетели и самых отвратительных беззаконий и пороков.

Всегда, когда Русь ставила во главу угла своего жительства страх Божий, который есть, по словам пророка, «начало премудрости», она выполняла свое предназначение, и Бог благословлял ее. Как только ставила во главу угла житейские вещи, Господь, не желающий смерти грешникам, подвергал ее наказаниям, растворенным высочайшей любовью. Поэтому тысячу раз не правы утверждающие вслед за марксистами, будто материальное определяет духовность. Это дьявольская уловка, цель которой – заставить Русских пресмыкаться по земле. Ф.М.Достоевский говаривал, что без православной веры русский человек – дрянь. С верой же он, добавим, — велик и непобедим, но не своими величием и силой – а Божиими.

Если Русь имеет в виду высокие цели, Господь дает ей разум и для материального преуспеяния в той мере, которая будет достаточна для достижения этих высоких целей. Дает мужество, если Русь защищает правду Божию, и отнимает его, если она действует лишь своекорыстно.

И пусть ныне Русь погрязла в бесчисленных грехах — она вновь встает на путь претворения в жизнь божественной воли, т.е. возвращается к своему предназначению, к святости своего подвига, тем самым заявляя, что Святая Русь жива. Когда до сих пор доминирующая в мiре Западная цивилизация капитулирует перед грехом, Россия находит в себе силы плыть против общего течения. Что мы имеем в виду? Приведем следующий показательный пример. Меньше месяца назад в Ирландии прошел референдум, в ходе которого выяснилась печальная истина: более 60% голосовавших высказались за легализацию содомии. Это в стране, почитающейся оплотом папизма, где к папистам относят себя почти 90% граждан! В России, напомним, не так давно пропаганда содомии была запрещена, что вызвало бурю негодования на том же Западе.

Говоря о Святой Руси, наши далекие предки имели в виду не только определенный народ, но и определенное государство. И это справедливо хотя бы по той причине, что человек, объединивший прежде разрозненные племена святейшей верой в единый народ – православную Русь – создал и соответствующее этому народу единое государство. Мы здесь имеем в виду равноапостольного Великого Князя Владимiра. Вообще, государство есть способ существования народа в этом мiре. Государство – его каркас, не позволяющий ему расползтись в разные стороны и раствориться среди других народов Земли. Одновременно это защитная оболочка, сохраняющая самое сердце народа, сохраняющая его веру.

Поэтому лишь беззаконники и безбожники могут радоваться разрушению национальных государств и превращению самобытных народов Земли в однообразное всечеловеческое стадо. Подобное станет величайшим унижением для человечества, и соответственно – величайшей радостью для сатаны и его клевретов.

Современные транснациональные компании, принадлежащие небольшому кругу частных лиц, стремятся подмять под себя народы и государства, используя при этом мощь США и блока НАТО для своей всемiрной тирании.

Пока Русь, доведенная ими к концу ХХ века до истощения, была слаба, беззаконие продвигалось по планете семимильными шагами. Когда же Русь предложила иной путь развития, ненависть против нее со стороны почитающих себя хозяевами человечества, стала переходить все пределы.

Поэтому происходящее сейчас на Украине – ни что иное, как война нечестивых против Святой Руси. В ходе этой войны, попущенной Богом, Русь призвана окрепнуть духом, дабы в очередной раз встать на пути вселенского нечестия неприступной скалой. Наша молитва должна быть со страждущей, находящейся в эпицентре новой всемiрной бойни, частью Руси. Здесь, как и, например, в Сирии – новые мученики Христовы, отодвигающие своим свидетельством мрачный конец этого мiра. Покуда Церковь приносит Богу плоды святости, сохраняется смысл существования этого уже созревающего для последней жатвы мiра.

Полтысячелетия назад старец Филофей пророчествовал Великому Князю Московскому Иоанну Васильевичу о том, что все царства христианские снидутся в его царство, и что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть. Здесь имеется в виду государство, служащее внешней оградой святой Церкви. Пророчество старца пока не исполнилось в полной мере. Не все, прежде бывшие христианскими, царства сошлись в Русь. Однако уже потянулся, пока еще очень слабый, людской поток из Западной Европы, Соединенных Штатов и других стран в Россию в поисках божественной благодати.

В этих условиях Русь должна соответствовать высоте своего предназначения – быть светом для народов Земли. Будем помнить, вознося молитвы Собору Русских святых, что Бог поручил им быть нашими судьями – достойны ли мы присоединиться к ним или же, напротив, достойны быть вверженными во тьму кромешную, где вечный плач и скрежет зубов. Если мы хотим из грешной Руси превратиться в Русь Святую, станем подражать жительству святых, станем укреплять свое государство, еще способное удержать целый мiр от сползания в адскую бездну! А кто покушается на крепость Русского государства, тот идет путем погибельным, какие бы красивые слова он при этом не произносил.

Дай нам, Господи, по молитвам всех святых, в земле Российской просиявших, соединиться с ними в будущем общем Царстве, а здесь, на земле, — достойно понести свой подвиг, исполнить свой долг, дабы Святая Русь через нас, недостойных, сияла мiру светом Христовым, а Русское государство еще послужило несокрушимой оградой святости. Аминь.

Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия