Динамика общей политической картины противостояния на Юго-Востоке Украины прошедшей весной ведет стороны к активизации боевых действий летом 2015 года, и только чрезвычайные дипломатические усилия способны предотвратить возобновление войны, однако пока что их не видно.

В случае срыва перемирия «Минск-2» боевые действия на Украине перейдут в новую реальность, которая станет характеризоваться, как минимум, тремя новыми аспектами.

Первый аспект.

1) Перемирие «Минск-1» остановило войска ДНР в шаге от Мариуполя, не позволив ополчению взять город штурмом.

2) Перемирие «Минск-2» было подписано еще до окончательного разгрома ВСУ в Дебальцевском котле, что позволило армии Украины вполне комфортно для себя завершить этот боевой эпизод.

Вывод: оба перемирия помещали ВСН в достижении своих военно-стратегических целей.

Второй аспект.

Многие положения «Минска-1» и «Минска-2» совпадают: прекращение огня, обмен заложников и незаконно удерживаемых лиц, улучшение гуманитарной ситуации на Донбассе и так далее. Дважды подписанное не выполнено — сколько же можно подписывать?!

Вывод: после срыва «Минска-2» и возобновления боевых действий стремление руководства ДНР и ЛНР к подписанию очередного мирного плана ожидаемо будет слабым.

Третий аспект.

Все то, что происходило на протяжении года войны, центральной киевской властью называлось АТО — то есть, борьбой с террористами и освобождением граждан от их власти. Закон об ограничении жителей Донбасса в правах, нежелание нынешней украинской власти дать какие-либо права русскому языку, отмена празднования 9 мая, а также высокая вероятность введения в силу военного положения переводят конфликт в новую плоскость: теперь уже солдаты армии Украины на Донбассе постепенно становятся фактически завоевателями, которые несут с собой лишение гражданских прав для местных жителей и подавление их этнической идентичности с помощью военных методов. Соответственно, отныне ополченцы и местные жители восставших регионов в значительно большей мере станут видеть в бойцах ВСУ врагов, нежели раньше.

Вывод: в случае срыва «Минска-2» уровень враждебности, проявляемый местными жителями Донбасса и ополчением, по отношению к солдатам ВСУ станет гораздо выше, чем был раньше.

Пример.

На примере зимних боев под Дебальцево можно описать, как бы они происходили, если бы велись этим летом, то есть, в условиях срыва «Минска-2» и формированияновой реальности войны.

1) Перемирие «Минск-2» было подписано еще тогда, когда в окруженном Дебальцево сражались солдаты ВСУ. Этим летом никто бы никаких перемирий до окончательного разгрома ВСУ не подписывал бы.

2) Зимой 2015 года ополченцы давали возможность выйти из окружения солдатам ВСУ с условием оставления ими тяжелого вооружения.
Боец армии Украины, который вышел из Дебальцевского «котла», является боевой единицей — с точки зрения нынешней реальности, незачем усиливать противника «просто так», отдавая ему дополнительные боевые единицы, то есть летом у окруженных солдат ВСУ было бы только два варианта: или смерть, или плен.

3) Разгром ВСУ под Дебальцево освободил перед ВСН дорогу на Артемовск, Славянск и Лисичанск, но зимой 2015 года ополчение не пошло вперед.
Если бы солдат ВСУ окружили бы под Дебальцево этим летом, тогда, развивая успех, ВСН безусловно попытались бы пойти вперед. Где остановились бы соединения ополчения, неизвестно: может быть, под Артемовском, а, может быть, даже и под Изюмом!

4) Остановка войск ополчения сразу после их победы под Дебальцево позволила ВСУ уверенно чувствовать себя в районе Мариуполя и Донецкого аэропорта.
Если бы зимние события происходили этим летом, тогда активное движение войск ополчения на Славянск и Лисичанск заставило бы руководство ВСУ перебрасывать войска с донецкого и мариупольского направлений, ослабляя их и открывая ВСН путь к новым «котлам», в которые попадали бы солдаты армии Украины. Нечто подобное уже происходило в августе 2014 года, когда существовало несколько «котлов» для ВСУ: Иловайский, Южный и другие.

При этом от предложений переговоров руководство ДНР и ЛНР, скорее всего, стало бы отказываться, ибо победа близка — зачем мешать побеждать своим войскам? И только после большой победы руководство ДНР и ЛНР пошло бы на новые переговоры, чтобы закрепить достигнутое ополченцами военным путем.

Итак, если перемирие «Минск-2» будет сорвано, тогда, вероятно:

1) Армии ДНР и ЛНР не остановятся перед успехом ради очередного перемирия.

2) ДНР и ЛНР вынуждены будут попытаться нанести ВСУ по-настоящему жестокое и болезненное поражение — такое, которого до настоящего времени еще не было.

3) Целью мирных переговоров станет исключительно закрепление военных успехов ВСН.

 

02.06.2015 — 20:16
ДОНЕЦК И КИЕВ ЧЕРЕЗ 2-3 ГОДА

Итак, что делать жителям ДНР и ЛНР?

Ничего, все уже сделано ими в 2014 году. Принудительная мобилизация, если и будет на восставших территориях, то она станет носить чрезвычайно ограниченный характер. А жизнь в Донецке и Луганске, в целом, будет становиться все лучше и лучше. В 2016-2017 годах жизнь в Донецке будет гораздо лучше, чем в Киеве.

Что делать жителям Украины (кроме жителей ДНР и ЛНР)?

1. Тем, кто не попадает под всеобщую мобилизацию, то есть старикам, женщинам и детям — готовиться к дефициту лекарств и продуктов, а также к обвалу гривны. В 2018 году курс гривны вполне может быть выше 1000 грн/долл. Держать накопления лучше всего в долларах США или евро.

2. Мужчинам в возрасте от 18 до 50-60 лет следует готовиться к получению повестки. Однако не все ее получат, так как всех годных взять в армию Украины не успеют.

2.1. Тем, кто хочет сражаться против восставшего Донбасса, следует просто дождаться повестки и прийти в военкомат или пойти добровольцем.

2.2. Тем, кто поддерживает Донбасс, но живет на территории Украины, следует быть готовым к тому, что их принудительно попытаются заставить сражаться против ДНР и ЛНР.

2.3. Тем, кто надеется, что их никогда не заберут в армию, потому что у них «белый билет» или отсрочка, следует перечитать Ярослава Гашека «Приключения бравого солдата Швейка»: там было четко показано, как во время войны годными являются все.

2.4. Тем, кто не хочет воевать ни за кого, следует бежать из страны или надеяться, что им повезет, и в армию их не возьмут. Таким людям даже тюремное заключение за отказ от мобилизации может оказаться неплохим выходом из сложившейся ситуации.

3. Тем подросткам, кому сейчас 15-17 лет, следует быть готовым к уменьшению призывного возраста, а также к добровольно-принудительному приходу в военкомат.

4. Тем, кто считает, что хуже будет не так сильно, можно ничего не делать, так как повестки все равно не успеют прийти всем, кому должны прийти.

Константин Щемелинин