Лидер ЛДПР Владимир Жириновский поставил литовскую политическую элиту на уши своим замечанием о том, что «если уж живете по Конституции 1939 года, так живите по ней во всем». Поэтому верните Вильнюс и Клайпеду, которые в 1939-м не были в составе Литвы. Реакция была молниеносной: РФ была обвинена в посягательстве на территориальную целостность Литвы.

 

 

Не там виноватых ищите, господа. На себя посмотрите. Жириновский был обвинен в том, что Россия хочет «забрать Вильнюс и Клайпеду». Благородным негодованием преисполнились европарламентарий Валентинас Мазуронис, глава МВД Саулюс Сквернялис, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. От посла ЕС в России Вигаудаса Ушацкаса тут же поступила просьба в адрес своего правительства объявить Жириновского персоной нон-грата и потребовать от Кремля дать оценку словам лидера ЛДПР. «Конечно, в условиях гибридной войны все возможно, — сказал Ушацкас. — Я думаю, что он (Жириновский) не высказывал позицию Кремля, но такие его провокационные утверждения, которые прививают агрессию и ненависть, без сомнения, должны дождаться, я надеюсь, реакции официальной власти России. Я надеюсь, что, посмотрев и оценив эту программу, внимание на это обратят и руководители Литвы. Думаю, это более широкий вопрос, который нужно поднимать. Но Владимир Вольфович не российский чиновник, поэтому Кремль его мнение оценивать не будет.

 

Литовские же власти в лице премьера Альгридаса Буткявичюса посоветовали Ушацкасу «не обращать внимания» на «эмоции» Владимира Вольфовича. По существу обсуждаемого вопроса можно отметить следующее.

 

Во-первых, лидер ЛДПР ни слова не сказал о том, что Россия «заберет» какие то земли у Литвы. Напомним читателю, что в передаче Первого канала «Структура момента» тот же Ушацкас сказал, что Литва вернулась к Конституции 1939 года. Но в 1939 году Вильнюс и Клайпеда не принадлежали Литве, заметил лидер ЛДПР. Так, если вы вернули Конституцию, верните же и все остальное, сделайте все так, как было при ней, сказал Жириновский.

 

Во-вторых, Жириновский фактически прав, в 1939 году Вильнюс находился в границах Польши — польские части 8-9 октября 1920 заняли Вильно (Вильнюс) и прилегающие территории. И только по Договору о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 года Литовской Республике были переданы город Вильно и Виленская область, а также часть юго-восточной Литвы.Территория Клайпеды принадлежала северной части Литовского Департамента Восточной Пруссии. В марте 1939 года Германия аннексировала Мемель (Клайпеду) и подписало с правительством Литвы договор о протекторате. Клайпеда была передана Литве в 1945 году после освобождения города частями Красной Армии, как и примыкающая к городу дельта Немана с портом Русне, и почти половина Куршской косы. А ведь советские власти могли эти земли присоединить к Калининградской области.

 

Отсутствие юридически оформленного акта о передаче Клайпедского края Литве признал и бывший президент Литвы Бразаускас, подписавший пограничный договор 1997 года. Он заявил в 1990 году, что «после войны нет официальных документов о присоединении Клайпедского края к территории Литвы». Таким образом, Клайпедская область де-юре в настоящее время находится под временным административным управлением Литвы, что подтверждается, в частности, принятым 4 ноября 1992 года постановлением Верховного Совета РФ, в соответствии с которым российско-литовской границе был придан временный статус до заключения соответствующего пограничного договора. Пограничный договор с Литвой 1997 года, «прощающий» ей, в частности, Мемель-Клайпеду, российским парламентом до сих пор не ратифицирован, поэтому Российская Федерация, как правопреемник Советского Союза, сохраняет суверенные права на Клайпеду и имеет полные юридические основания поставить перед Литвой вопрос о начале процедуры возврата Клайпедской области.

 

В-третьих, Жириновский как бы намекает литовской элите на двойные стандарты и говорит — не плюйте в колодец, из которого пили. Действительно, Литва состоялась как государство только благодаря большевистской революции. В 1918 году была создана Литовско-Белорусская ССР (ЛБССР), в ней учрежден пост президента, который занял Антанас Сметона. После распада ЛБССР он стал президентом Литвы. В государственных кругах прибалтийских стран в 20-е годы господствовали антирусские настроения, пишет Витаутас Саснаускас в статье «Лакейщина». И Сметона не был исключением. При этом, ссорясь с Россией, на Западе Литва не имела защитников, указывает автор. «15 марта 1923 года конференция послов Англии, Франции, Италии и Японии признала право Польши на Вильнюс и Вильнюсский край. Через месяц Антанта санкционировала отторжение Вильнюса от Литвы. А вслед Ватикан признал Вильнюс за Польшей. Лишь Советский Союз заявил о правах Литвы на Вильнюс, вызвав тогда радость у литовского народа».

 

После аннексии части Литвы и установления протектората над другой частью по пакту Риббентропа — Шкирпа (а не Молотова — Риббентропа), указывает Саснаускас, Германия в 1941 году оккупировала Литву. «За период оккупации на территории Литвы фашисты уничтожили 370 тысяч граждан Литвы. 200 тысяч трудоспособных литовцев были отправлены в Германию на принудительные работы». Советские войска были введены в Литву на основе юридически оформленных договоров с правительством Юстаса Палецкиса и строго соблюдали установленный порядок, замечает автор.За период нахождения в составе СССР Литва, по мнению Саснаускаса, «впервые в истории ХХ века собрала воедино свои земли, территориально выросла на 30 процентов, вырвалась из нищеты и в своем экономическом росте достигла уровня европейских государств, а в некоторых областях и превзошла — стала высокоразвитым атомным государством, на ее территории появилась АЭС». Но «с чем Литва вступила в СССР, с тем и должна уйти», замечает автор.

 

«Надо вернуть назад: полякам — Вильнюсский край со столицей Вильнюсом, Белоруссии — земли, отошедшие к Литве по договору от 3 августа 1940 года, Германии — Клайпеду и Клайпедский край, как трофей Красной Армии, переданный Литве в 1945 году». «Если бы это было представлено литовцам российской дипломатией, то никакой «трепалогии» о «непризнании» советского периода, об «оккупации» или «аннексии» не было бы и в помине», — написал Витаутас Саснаускас. Так вот отчего истерика в Литве. Слова Жириновского говорят о том, что такие идеи бродят во властных структурах в Кремле.

 

Раз Хельсинские соглашения он нерушимости послевоенных границ больше не действуют, а они после Косово и Крыма — не действуют, то все возможно и даже необходимо, чтобы поставить не на уши, а уже на место зарвавшихся в антироссийском угаре проамериканских политиков.

 

 

Правда.ру