Давние журналистские воспоминания с актуальным политическим подтекстом

 

Это было в далеком уже 2003 году. На Ближнем Востоке началась очередная война. Америка, за неимением любимого врага – СССР, от безвыходности своего положения, назначила на эту должность Ирак и его президента Саддама Хусейна. Присвоила ему, для пущей убедительности, первое место в номинации главных мировых злодеев, а тогдашний государственный секретарь США Колин Пауэлл весьма многозначительно помахал перед всем мировым сообществом некой пробиркой, призванной «убедительно доказать» наличие у Ирака «чрезвычайно смертоносного и опасного для всей планеты оружия массового уничтожения».

 

 

 

В общем, не прошло и месяца после этого «маппет-шоу» на высшем уровне, как США, сами себя назначившие штатным спасителем человечества, напали на Ирак, а автор этих строк, служивший в ту пору региональным собкором украинского телеканала «Интер», отправился в загранкомандировку. Место назначения – граница Турции и Ирака, где в то время, со дня на день, ожидалось вторжение турецкой армии в иракский Курдистан. Турки были очень встревожены фактическим отложением иракских курдов от Багдада, что грозило им восстанием собственного многомиллионного курдского населения. В Анкаре были крайне недовольны подстрекательской позицией США, которые вдруг вспомнили об «извечной борьбе курдского народа за независимость», которая легко могла взорвать Турцию, и на полном серьёзе собирались положить этому конец, оккупировав север Ирана.

 

Вот в эту бурлящую кашу и отправилась наша съемочная группа, фактически на свой страх и риск, поскольку никаких гарантий безопасности нам, естественно, никто не давал, а наше киевское начальство даже не собиралось страховать нас на случай вполне реальных неприятностей.

 

А они действительно подстерегали на каждом шагу. Запомнился встреченный нами на пустынной горной дороге турецкий военный патруль. Его начальник – сержант, узнав, что мы иностранные журналисты, категорически отказался нас пропускать без ведома своего командования. Для чего ему понадобился наш мобильник, по которому он неспешно решал нашу судьбу с помощью международного роуминга. В итоге одно это рандеву обошлось нам примерно в триста долларов, списанных со счета нашего телефона. И хорошо хоть не арестовали. На следующий день другие местные энтузиасты предложили нам путешествие «козьими тропами» непосредственно на иракскую территорию, но уже за пять тысяч долларов. До сих пор благодарен редакции за то, что она не снабдила нас такими деньгами, иначе это путешествие, вполне возможно, могло стать для нас последним.

 

Обстановка в то время в мире была, мягко говоря, нервная. Совсем недавно некая «Аль-каида» грохнула два небоскреба в Нью-Йорке. США устроили по этому поводу «всемирную войну с террором» и, в общем-то, террористы мерещились буквально под каждым кустом. Собственно и война в Ираке была частью американского военного похода против этой новой «глобальной угрозы».

 

И вот в этот критический момент в Турцию нагрянул тот самый разоблачитель Саддама Хусейна и всего мирового терроризма — госсекретарь США Колин Пауэлл. Нам, разумеется, тут же дали из Киева команду – бросить всё и мчаться в Анкару, где должна была состояться его пресс — конференция.

 

К воротам особняка турецкого МИДа — что-то вроде местного дома приемов мы попали в самый аккурат — толпа журналистов уже ожидала высокого гостя. И вот тут-то началось самое интересное. Какой-то местный клерк записывал у ворот всех прибывших в свой блокнот. Когда дошла очередь до нас, он никак не мог взять в толк – что это за страна такая Украина? Когда мы ему объяснили, что это часть бывшего СССР он, наконец-то, уразумел — откуда мы и даже сочувственно улыбнулся.

 

На этом, собственно, все формальности и закончились. Никакого антитеррористического досмотра не было и в помине. Еще через пару минут на забитый журналистами и телекамерами дворик особняка вышли американский госсекретарь в кампании со своим местным коллегой Абдуллой Гюлем и началась пресс-конференция. Все это время ваш покорный слуга находился метрах в пятнадцати от первой величины мировой дипломатии, представителя сверхдержавы, объявившей беспощадную войну всем террористам на свете. То есть от человека, находящегося, по логике вещей, в зоне наибольшей террористической угрозы. Будучи совершенно беспрепятственно и бесконтрольно допущенным практически непосредственно к его телу, я, как и любой другой из примерно 150 репортеров, среди которых было немало представителей неровно дышащих к Америке арабских стран, мог пронести с собой все что угодно – от пистолета до портативного гранатомета. И покончить с господином Пауэллом одним выстрелом в упор.

 

Повторюсь – ситуация в мире была экстремальная и госсекретарь США находился в одной из самых горячих точек ближневосточного противостояния!

 

Помню, что уже тогда я был сильно удивлен той степенью безалаберности и беспечности, которую допустили спецслужбы США и Турции, фактически создавшие идеальные условия для террористического акта. Но тогда — 12 лет назад картина мира рисовалась несколько иначе, чем сейчас. И мне показалось правильным списать этот инцидент именно на вопиющий непрофессионализм «секьюрити».

 

Сегодня мне уже так не кажется. Допустить, что специалисты безопасности высочайшего уровня, в максимально угрожающей охраняемому объекту обстановке, могут вести себя подобным образом, даже в порядке исключения, практически невозможно. Значит, здесь явно было что-то другое. И этим «другим» сегодня мне представляется точное знание и твердая уверенность американской стороны в том, что никакой «аль-каиды» на этой пресс-конференции не будет, и никто бомбами в Пауэлла кидаться не станет.

 

Но откуда может взяться такая уверенность в столь, казалось бы, непредсказуемой обстановке – спросите вы. Отвечаю – очевидно, что источником такой стопроцентной уверенности могло быть только одно – полная подконтрольность ситуации властям и спецслужбам США и ее абсолютная для них предсказуемость. В то числе и во всём, что касается феномена так называемого «мирового терроризма». А из этой его предсказуемости логически вытекает вывод о его полной управляемостисо стороны тех же США.

 

Проще говоря, американцы совершенно точно знали, что их госсекретарю в Стамбуле ничего не грозит, просто потому, что они никаких терактов здесь не заказывали, а каких-то неподконтрольных структур, способных на такую «творческую инициативу», в этом мире просто нет. Так что от господина корреспондента украинского телевидения, как и от полутора сотен других его коллег, они никакого подвоха не ждали.

 

Именно этот эпизод с фиктивной беззащитностью Колина Пауэлла перед лицом «мирового терроризма» самым наглядным образом указывает на то, что так называемые «конспирологические версии», утверждающие, что все эти «аль-каиды» и прочие группировки «воинов аллаха» — ни что иное, как политтехнологическая разработка американских спецслужб, не так уж и далеки от истины.

 

У Америки взрывается и горит синим пламенем лишь, что она сама же и заказывает, например, те же башни-близнецы нью-йоркского торгового центра, официальная «террористическая» версия гибели которых шита белыми нитками настолько, что сама по себе служит тому бесспорным подтверждением. Так что моему визави г-ну Пауэллу в далеком 2003 году не было причин опасаться гранатомета у меня за пазухой. Просто потому, что он его не заказывал.

 

Юрий Селиванов, специально для News Front