«Согласны ли вы, что Россия, продемонстрировав неприемлемость для нее западных ценностей, не предложила, однако, никакой им альтернативы? Заменит ли обращение к традиционным ценностям идеологическую пустоту? Что кроме традиционных ценностей мы могли бы предложить России и Западу?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

 

Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)

У меня такое ощущение, что Россия занимается поисками национальной идеи с момента осознания себя как Государства Российского.

Для меня несомненно: внутреннее содержание нашей страны — православие, так как именно оно объединило отдельные племена — вятичей, кривичей, полян, древлян, — в государство, в страну. Все последующие приобретения земель на Дальнем Востоке и Севере сопровождались воцерковлением местных жителей, — причем, следует отметить, ненасильственным. Так, в XVIII-XIX веке в нашей стране буддистским ламам и исламским муллам предоставляли даже большие права, чем православным священникам. Это общеизвестный исторический факт.

Кроме того, мне не понятен термин «западные ценности». Они тоже все сформированы христианской религией. И гуманизм, и все остальное, что мы сейчас воспринимаем как ценности западного мира — следствие того, что Римская империя была христианской. Если поиски национальной идеи идут вне религии, они, к сожалению бессмысленны. Конечно, здесь могут быть и перегибы – например, таким перегибом была известная триада «православие — самодержавие — народность» Сергея Семеновича Уварова. Православие, христианство могут быть при любом строе, не только при монархическом единовластии.

Думаю, нам нужно искать не национальную идею — она у нас уже есть: нам стоит обратиться к общехристианским православным ценностям, сделать их мерилом нашего законотворчества. Тогда у нас все будет хорошо.

 

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Этот вопрос назрел уже давно. О том, что если ответ на него отсутствует, неизбежна беда, свидетельствует документ более чем двухтысячелетней давности, самая известная книга человечества — Новый Завет. В одной из его частей, в Евангелии говорится, что, когда лукавый дух изгнан из сердца человека, он идет по пустынным местам и не находит покоя. И возвращается в то место, где был, к сердцу человека. Видит: там все убрано, и тогда он берет семь худших, чем сам, и с ними возвращается. И от этого человеку в несколько раз хуже, чем было раньше.

Современная Россия представляет собой подметенный, убранный, но пустой дом. Советская идеология, изжив себя, проявив свою античеловеческую и антирусскую сущность, канула в лету, а ей на смену не пришла никакая ценность, никакая идея, которая скрепляла бы народ, объединяла его. Сейчас никаких национальных, традиционных, духовных ценностей, объединяющих нашу страну, нет. Ценность, на основе которой она была построена, объединяла ее до начала XX века, а отход от нее привел к катастрофе. Тем не менее, сохранение ее на подсознательном уровне позволило нашей стране пережить страшный XX век. Эта настоящая традиционная ценность — православная вера.

Мы спросим: «А как быть в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране с иными вероисповеданиями, вероучениями — другими ценностями?» В Российской империи титульной нацией была русская нация. И государственной религией было православие, — что не мешало процветать самым разным народностям, принадлежавшим к разным вероучениям, а также быть этой империи богатейшей и могучей, одной из самых многонаселенных в мире.

Пришедшие к власти в советское время люди ненавидели все русское и все православное. И даже когда во главе государства стояли русские по происхождению, все равно они с болезненным раздражением реагировали на все национальное, русское. Обратите внимание: у нас в каждой союзной республике была своя коммунистическая партия — в украинской, белорусской, эстонской СССР, а коммунистической партии РСФСР не было. Создание такой партии сразу бы поставило на повестку дня вопрос о титульной нации, ну а самым большим по численности в составе Советского Союза был народ русский.

Тем не менее, распад Советского Союза именно этот народ из-за отсутствия единой идеологии, из-за так называемой интернациональной политики советской власти, превратил в самый большой разделенный народ в Европе, если не в мире.

Что такое многонациональное государство, какой процент одной нации достаточен, чтобы говорить о мононациональном государстве? Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная, в ней имеют равные права наряду с титульной нацией и титульным вероучением другие вероучения и нации. Представители этих наций не дискриминированы ни по какому принципу. Но, конечно, главной единственной духовной скрепой, традицией, на которую можно опереться, может быть только православная вера.

Современный Запад называет себя постхристианским обществом, а если мы говорим, что Россия объявила о неприемлемости для себя современных западных ценностей, противопоставить им можно только христианскую православную веру. Все духовные ценности мира — ценности религиозные, или пострелигиозные. Эта «пострелигиозность» формируется именно на основе религиозности. Атеистических ценностей нет. Атеизм — это вера в отсутствие Бога. Общество потребления верит в какие-то вещественные ценности, и именно потребление становится своеобразной религией. А мы этой антихристианской вере можем противопоставить только христианскую.

Помните, как писал Гоголь в «Мертвых душах»: «Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого». Мы должны называть вещи своими именами – стакан воняет.

Источник