«Фейсбук» отслеживает интернет-активность любого, кто посещает какую-либо страницу на сайте самого «Фейсбука», утверждает The Guardian, ссылаясь на «обширные исследования, проведенные по заказу бельгийского управления по защите информации». Журналист Сэмюэль Гиббс подчеркивает: следят даже за теми, кто не имеет аккаунта в «Фейсбуке» и/или специально включил функцию «Не-следи-за-мной» на территории Евросоюза.

 

 

 

Доклад подготовлен исследователями из Лёвенского университета и Брюссельского Свободного университета. «Исследование было заказано после того, как из предварительного доклада выяснилось, что политика «Фейсбука» в сфере неприкосновенности частной жизни нарушает европейское законодательство», — сообщает газета.

 

Теперь исследователи утверждают, что «Фейсбук» без согласия пользователей отслеживает активность их компьютеров, даже если пользователи не вошли в «Фейсбук», либо вообще в нем не зарегистрированы, либо включили функцию отказа от отслеживания в Европе. «Фейсбук» отслеживает деятельность пользователей, чтобы таргетировать рекламу», — поясняет издание.

 

Все дело в том, что «Фейсбук» использует плагины соцсетей — например, кнопку Like, которая сейчас размещена на более чем 13 млн сайтов.

 

«Если пользователи посещают любую страницу в домене facebook.com (в том числе страницы фан-клубов или другие, для посещения которых не нужен аккаунт в «Фейсбуке»), «Фейсбук» размещает на их компьютерах куки-трекеры», — говорится в статье.

 

Когда же пользователь заходит на сайт, где стоят плагины «Фейсбука», он обнаруживает куки-трекеры и направляет их назад на «Фейсбук», даже если пользователь не кликает по кнопкам Like, Facebook Login и т.п.

 

Между тем законы ЕС предписывают, что установка куки-файлов или отслеживание возможны только с предварительного согласия пользователя, за двумя исключениями — «если это необходимо для подключения к услуге («критерий А») или оказания услуги, о которой специально попросил пользователь («критерий Б»)».

 

Закон также обязывает извещать пользователей, что сайт использует куки, и просить их дать согласие.

 

Исследователи также изучили механизм функции «Не-следи-за-мной», используемый «Фейсбуком», «Гуглом», «Майкрософтом» и многими другими компаниями. Пользователей направляют на специальные сайты — например, сайт Digital Advertising Alliance в США — позволяющие запретить слежение 100 компаниям.

 

Но соавтор доклада Гюнес Акар объясняет: «Если люди, которых «Фейсбук» не отслеживает, включают функцию «Не-следи-за-мной», предложенную для ЕС, «Фейсбук» ставит [на их компьютеры] долгосрочный уникальный куки-идентификатор, который может использоваться для слежения в течение двух лет». Примечательно, что «Фейсбук» не размещает долгосрочные куки-идентификаторы на сайтах, которые советует для включения этой функции пользователям из США и Канады.

 

Со своей стороны, неназванный представитель «Фейсбука» заявил: «Этот доклад содержит фактические неточности». По его словам, авторы ни разу не связывались с компанией и не просили ее прокомментировать доклад перед публикацией.

 

Сэмюэль Гиббс, «The Guardian»

 

Оригинальная публикация в «The Guardian»