Современная Россия более напоминает 30-е, нежели 10-е (чего очень бы хотелось нашим недругам) годы прошлого века. Видя это и выстраивая соответствующие аналогии, некоторые политические деятели начинают призывать к каким-то чисткам всех эшелонов власти. Такие чистки хороши в мечтах – на практике же в современных условиях неприемлемы. Но прежде объяснения этой мысли хочется показать близость 30-х годов прошлого века и нынешней обстановки.

Те годы, не смотря на многие, творившиеся в них, беззакония, оказались в целом более полезными для развития страны, чем 10-е (до 1917 года). Разница результата была обусловлена в значительной мере подходом к внешнеполитическим и внутриполитическим проблемам. С 1914 года вплоть по роковой 1917 год постоянно говорилось о «доблестных союзниках» (британцах и французах), хотя Император Александр III в качестве таковых расценивал лишь русские армию и флот. В 30-е же годы никаких иллюзий по поводу союзников не было, т.е. господствовала линия благоверного Императора. Разумеется, боеспособные армия и флот требуют передовой промышленности. Она была воссоздана или создана заново.

Никто иной, как «доблестные союзники», тщательно раздували пламя революционного пожара, а затем и старательно подливали масло в огонь русской Гражданской войны. Никто иной, как либеральная оппозиция, увлекшая за собой другие политические силы самой разной направленности, расшатывала устои Империи. В 30-е годы бывшие «доблестные союзники» клеймились как злейшие враги, а либеральная оппозиция, вновь пытавшаяся увлечь за собой самые разные силы, что называется, рассосалась, разумеется, не без помощи НКВД.

В 90-е (как и в 10-е) годы прошлого века Россия вновь заболела мечтами о благодетельности Запада. Но, слава Богу, благодаря патологическим жадности и высокомерию Запада, пришло отрезвление. Если б оно не наступило, Россия бы уже погибла как государственность и разлагалась бы как цивилизация.

Что говорит военная доктрина России образца 2014 года? В 11-м ее пункте читаем: «Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации». Очевидно, что указанные здесь угрозы исходят ни от кого иного, как от «наших доблестных союзников» столетней давности, вновь бесцеремонно вторгающихся в наши внутренние дела.

В 12-м пункте Доктрины перечислены основные внешние военные опасности. Первой из 14-ти значится «наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока».

Не обойдены вниманием Военной доктрины иуды местного розлива, которые работают на средства, выделяемые прежними «доблестными союзниками». Они не объявляются здесь ни голосом народа, ни его совестью (каковыми себя любят сами выставлять). Всё по-военному чётко: из 13-го пункта следует, что они – потенциальные военные преступники, потому что первой из числа внутренних военных опасностей названа «деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Исторический опыт показывает: когда Россия не заигрывала с Западом (а с ним ни Пётр Великий, ни Екатерина Великая не заигрывали – скорее побеждали), она развивалась спокойно и уверенно. Когда же начиналось низкопоклонство, Запад Россию очень быстро оседлывал.

Наконец-то заканчивается период либеральной расслабленности, наконец-то всё более желанным становится слово «мобилизация». В 42-м пункте Военной доктрины обозначены 8 основных задач мобилизационной подготовки. Если они будут успешно реализованы, мы научимся жить в режиме бодрствования, что соответствует духу православной аскетики.

26 марта на заседании коллегии ФСБ В.В.Путин отметил враждебную по отношению к России политическую позицию бывших «доблестных союзников»: «В ходе спецопераций пресечена деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб». «Количество кибератак на официальные сайты и информационные системы органов власти России не уменьшается, только в прошлом году их пресечено около 74 миллионов».

Указанные факты, если еще не война, то во всяком случае, — полномасштабная подготовка к войне. Конечно, можно называть наших стратегических противников в развязываемом ими противостоянии «партнерами», все понимают, что может последовать за таким «партнерством». России предстоит тяжелая борьба ради возможности собственного бытия.

Поэтому Глава государства призвал к бдительности: «Сегодня особенно важно совершенствовать систему защиты сведений, составляющих гостайну, не допускать утечек информации о развитии военной организации, мобилизационных планах, промышленных и оборонных технологиях.

Не прекращаются и попытки западных спецслужб использовать в своих целях общественные, неправительственные организации и политизированные объединения. Прежде всего для дискредитации власти и дестабилизации внутренней ситуации в России. Причём уже планируются акции на период предстоящих избирательных кампаний 2016–2018 годов».

Согласитесь, уважаемые читатели, что такая риторика по самой своей тональности недалеко отстоит от риторики 30-х годов прошлого века.

Однако имеются в ситуациях и существенные различия. Ведь что касается агентов Запада (не обязательно спецслужб, а просто людей, работающих в интересах врага), они в большинстве своем на виду и на слуху, им дана возможность говорить, что они думают. В этом была бы их сила, если бы народ им верил и шел за ними. Но теперь это не так, следовательно, тот факт, что они на виду, делает их только более слабыми и уязвимыми. Пока они не совершили явных уголовных преступлений, их никто не трогает. И считаю — правильно: они будут напрочь лишены ореолов «политических мучеников» и войдут в историю чистыми уголовниками. Они полезны для современной России в качестве политического пугала. Ведь всякий, кто только посмотрит на их «честные лица»; всякий, кто только послушает их «правдивых речей», способен сделать собственные выводы об их месте в историческом процессе.

Вторая важная (помимо политического пугала) функция, которую они, вопреки собственной воле, выполняют – быть отстойниками политических и нравственных нечистот. Подобное притягивается подобным, и они – естественные магниты для всякой заразы, могущей разлагать наше общество. Они локализуют заразу, что может послужить ее более эффективной в свое время нейтрализации. Ориентир простой: кто расхваливает всевозможные богохульные представления и акции, кто глумится над Россией, ее историей, ее героями – тот и враг. В силу определенных законов психологии, он стекает в отстойник, откуда потом и высовывается жалким пугалом.

Что же касается так называемой «пятой колонны», окопавшейся во властных структурах и действующей в интересах врага, она через свою внутреннюю связь с указанными пугалами и отстойниками неуклонно будет становиться всё более маргинальной, будет всё более выпадать из выстраиваемой мобилизационной системы. Поэтому не нужно никакой самодовлеющей кампании чистки – нужна просто мобилизация. Во главе угла должно быть исключительно положительное начало, отрицательное же (в виде выявления и поимки явных преступников) – лишь сопровождать его в качестве тени.

Мы помним, как некоторые не в меру ретивые «чистильщики» 30-х годов прошлого века, особенно на местах (вроде либерала Хрущёва) выполняли и перевыполняли планы зачисток, погубляя ради своих прихотей неповинные жизни. Россия как-нибудь выживет без новых Ежовых и новых Хрущёвых.

Не нужно забывать о присутствии повсюду миллионов глаз и ушей, которые день и ночь заняты отслеживанием всевозможных проколов российской власти, чтобы вновь обвинить ее в тирании и людоедстве. Им только подавай эти самые «чистки» — они будут день и ночь на все голоса и на весь белый свет кричать о политических репрессиях «кровавой гэбни», чтобы, между прочим, отвлечь внимание и от беззаконий, творящихся на территории нынешней Украины.

Поэтому сейчас намного полезнее было бы не пропагандировать политические чистки, а запустить механизм самоочищения общества. Его имя – мобилизация.

Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия