Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.
(Прав. Иоанн Кронштадтский)

 

Вопрос, послуживший заглавием статьи Александра Израилева «Русский мир – это где?» (http://ruskline.ru/special_opinion/2015/03/russkij_mir_eto_gde/) поставлен неправильно. С тем же успехом можно вопросить «Александр Израилев – это где?». Существует ли в действительности Александр Израилев? Может быть, это не человек, а миф? Не обусловлено ли его бытие чьими-то смутными о нем представлениями?

Для меня бытие Русского мiра не менее реально, чем бытие отдельного человека, которого я могу увидеть и даже пощупать. Разница в подходе. Воспринимая Русский мiр умозрительно, я задаю вопрос не «где?», приложимый, согласно грамматике русского языка, к обстоятельствам места, а вопрос «что?», который подобает обращать к имени существительному. Для меня Русский мiр не обстоятельство, а сущность.

Александр Израилев в основном справедливо говорит о множестве греховных язв, присущих современной России, однако вывод делает неверный. У пророка Исаии в его время было ничуть не меньше поводов для обличения язв общества. Вспомним хотя бы слова, чтомые на паремии понедельника первой седмицы Великого поста: «Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места…» (Ис. 1, 4-6).

И что же? Сомневается пророк в существовании Израиля как Божия народа? Если бы он в этом сомневался, то, наверное, не пророчествовал бы. Зачем что-либо говорить тому, чье существование под вопросом? Не удел ли безумных – разговаривать с тенями и призраками? Мог ли бы явиться пламенный серафим с горящим углем, чтобы очистить пророка, дабы он изрекал возвышенные откровения Божию народу непогрешительно?

Книга Исаии столетиями чтется Великим постом, и все боголюбивые христиане относят ее содержание прежде всего к себе, а не к давно прошедшим временам, ведь язвы общества – всё те же, потому как не напрасно сказал другой пророк – «нет ничего нового под солнцем».

Видение хоть своих личных, хоть общественных, грехов должно побуждать к покаянию, т.е. к исправлению, к изменению собственной души и всего общества в лучшую сторону. Если это видение влечет за собой уныние, т.е. медленное самоотрицание, медленное самоубийство, — кому это на руку? Только врагу нашего спасения. Поэтому Исаия, безпощадно обличая, говорил людям и немало утешительного, великого, победоносного.

Не мое дело судить, в ком больше греха: в людях, распиливших пополам Исаию деревянной пилой, или в некоторых современных российских общественно-политических деятелях. Важно другое: даже самые тяжкие грехи не могут отрицать субъектности грешника. Согласно преданию, Исаию распилили по приказу царя Манассии. Проклял ли его за это Исаия, пытался ли как-то отрицать его субъектность? Ничуть не бывало. Исаия молился за своего царя-грешника. И Манассия впоследствии воспрял от греха, принес плоды покаяния, памятником чего служит записанная им молитва, которая входит в чин Великого повечерия.

Обличая грехи отдельных людей и целого общества, Исаия никогда не говорил даже по поводу Манассии: а есть ли царь в Израиле? А где Израиль? Не фантом ли? Подобные мысли бывают от гордости, когда человек, недостаточно проникнутый покаянием, начинает сравнивать себя с теми, что явно совершают большие грехи. Он начинает произносить суд над ними. Он не хочет составлять с ними единого народа, отпихивает их от себя. И уже, как следствие, озираясь «семо и овамо», не видит Божия народа, пусть и обремененного многими грехами, не хочет нести на себе бремени этих общих грехов.

Именно тогда человек, даже благожелательно настроенный, увы, присоединяется к дружному хору врагов Божиих, говорящих: «где он – Русский мiр?». Подобным образом и в ветхозаветные времена, наверное, говорили некоторые: «где он – Израиль?».

Еще раз повторюсь: важно не обстоятельство (где), а сущность (что). В древности само имя – «Видящий Бога» заключало ответ на поставленный вопрос. Оно и теперь относится к народу-богоносцу. Нравится это кому-то или нет, на наших глазах сбывается пророчество старца Филофея о том, что все христианские царства должны сойтись в царство Русское. И словосочетанием «Русский мiр» обозначается сущность указанного процесса.

Довольно изданных Ватиканом сказок об «экуменическом единстве всех христиан». Даже если взять Православный мiр, можно увидеть закономерность: чем ближе он к Русскому мiру, тем и православней. Но это не потому что чистота веры вдруг стала зависеть от национальных особенностей, а потому что народ, сумевший создать государство, единственное в последние столетия стоявшее на страже Православия, намного легче сумеет отстаивать его святыню и в дальнейшем. Русская цивилизация и русская культура уникальны по своей способности нести Православие людям в современном, по преимуществу отступническом, мiре. У других православных народов нет этого драгоценного навыка – побеждать современный мiр. Они гораздо чаще терпели и по сие время терпят от него поражения, постепенно скатываясь с вершин христианского благочестия в болото индифферентизма.

Александр Израилев предлагает ложную дилемму: «Либо мужество отстаивания христианского, славянского, свободного бытия и права нести эту свободу другим народам. Либо признание завершенности пути России в качестве мировой державы с уходом в сугубо православное духовное делание». Что это за «делание», от которого изрядно попахивает мертвечиной буддизма? Если мы возьмем начальников русского монашества – Антония и Феодосия Печерских, то должны будем засвидетельствовать: их духовное делание распространило пределы Русского мiра на сотни и тысячи верст вокруг, т.к. большая часть русских архиереев вышла из Киево-Печерской лавры, впитав в себя учение названных отцов. Если мы возьмем преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, то должны будем засвидетельствовать: их духовное делание очищало и укрепляло Русский мiр, накапливало потенциал, вскоре вылившийся в виде мощной экспансии.

Поэтому никакой дилеммы нет, да и никогда не было. Путь русского народа и возглавляемого им Русского мiра – духовный подвиг и державное, имперское строительство, иными словами, разум и деяние, которые помогают друг другу. Отступление от этого предначертанного пути ведет только к разложению и смерти, чего да не будет!

Русский православный народ – это ядро, светило, излучающее свет Христов, пока наряду с другими, меньшими, светилами (другими православными народами). Его лучи, действующие во многом при посредстве русской культуры, — область указанной экспансии, которая осуществляется в пространстве не только географическом, но и межличностного общения.

Когда выяснена сущность, можно ответить в какой-то мере и на обстоятельственный вопрос. Русский мiр – он везде, где Русь духовно побеждает. В том числе, это может происходить в душе каждого из нас. Если же рассматривать географически, он может быть в США, Канаде, Австралии, одним словом, — везде.

Александр Израилев утверждает: «Предстоит великая работа по очистке наших пространств — духовных, интеллектуальных, природных, социальных, государственных. Борьба за утверждение Православия и русской культуры. Только так может родиться новая Россия и Русский мир».

Русскому мiру не нужно второй раз рождаться, ибо он уже родился одновременно с Русским народом через Крещение в 988 году, с тех пор Русский народ был, есть и будет субъектом духовной истории человеческого рода. Русский мiр неотделим он народа, это его сущностное свойство. Что же касается покаяния (если под «очисткой пространств» имеется в виду именно это, я с радостью присоединяюсь), оно необходимо всем и каждому. Без него как отдельный человек, так и целое общество, могут быть поглощены грехом. Уже как следствие этого внутреннего изменения в худшую сторону, придут и внешние поражения.

Поэтому прекратите попытки ставить под сомнение существование Русского мiра. Лучше прильните к его неиссякаемым источникам: к молитве и церковным таинствам, к житиям святых, к достижениям русского гения, которые широко представлены в любой сфере человеческой деятельности. Тогда вам не придет в голову вопрошать: «Русский мiр – это где?», потому что вы ощутите его внутри самого себя.

Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинск