Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает неправильным отождествлять христианство с гуманизмом и пацифизмом.

 

«Гуманность, человечность — это христианская ценность, тогда как гуманизм — это идеология, ставящая грешного человека в центр вселенной. Это предтеча религии антихриста. Не случайно западные воинствующие атеисты называют себя именно гуманистами», — пишет священник в статье «Истинное христианство или культ слезы ребенка?», опубликованной в пятницу на сайте «Интерфакс-Религия».

Как отметил он, комментируя опубликованную в «Независимой газете» статью главного научного сотрудника Института экономики РАН Александра Ципко, отношения Бога и человека «гораздо более таинственны и сложны, чем демократический процесс, а уж тем более чем штампы обезбоженного политкорректного «христианства-лайт», придуманные в шестидесятые и последующие годы приспособленцами — сначала у протестантов и католиков, а потом в среде православных богословов-эмигрантов, живших на Западе».

Автор указал на то, что и православные цари, князья, полководцы, причисленные к лику святых, применяли силу, «причем их действия были в наивысшем смысле оправданы именно тогда, когда они ратовали не только за Отечество, но и за правую веру, отстаивая свободу людей хранить ее и жить по ней, особенно перед лицом агрессивного навязывания иноверия или безбожия».

Священник также напомнил, что и в Ветхом, и в Новом Заветах есть примеры того, как Бог насылал бедствия и гибель на целые народы. По его словам, Господь поступал так «не ради отмщения, а ради того, чтобы сохранилась единственная истинная вера и люди не отпали от нее».

По мнению отца Всеволода, для Бога приход к истине хотя бы части человечества «важнее, чем «слезинка ребенка», как бы ни нравилась кому-то эта красивая, но богословски сомнительная фраза Достоевского, и как бы ни хотелось кому-то считать, что земная жизнь — это главное».

«Для христианина она не имеет высшей ценности. Выше, важнее — настоящая жизнь, жизнь вечная, к которой Господь приводит людей и народы разными путями, в том числе через страдания — страдания реальные, никак не вяжущиеся с идеей обывательского душевного и телесного комфорта, обычно разрушающие этот комфорт, но принимаемые с благодарностью теми, кто, претерпев их, вошел в блаженное вечное царство», — говорится в статье.