Вопреки заявлениям Обамы, реальный сектор русской экономики идёт в гору.
«Экономика России разорвана в клочья». Делая такое заявление с трибуны «Белого дома», американский президент явно погорячился. В клочья разорван компрадорский сектор нашей экономики, крепко привязанный к импорту товаров, услуг и капитала из-за бугра. Нам и самим надо было его прищучить, да всё духу не хватало. Спасибо арабским шейхам и нефтяной конъюнктуре – теперь то, что мы не смогли сделать заблаговременно и безболезненно, приходится исправлять через кризис. Зато исправление налицо.
Спору нет, прижатый ценами нефтяной краник заметно сократил доходы России, а вместе с ними и потребительский спрос – главный двигатель экономики. Зато направление потребительского спроса резко переориентировалось с импорта на собственных производителей. Реальный сектор с благодарностью отреагировал на такие перемены.
Наибольшие успехи демонстрирует АПК, поскольку резко изменившийся в пользу отечественных товаров валютный курс совпал с контрсанкциями. Производство мяса птицы за год выросло почти на 8 процентов, а продуктов из животного мяса, в потреблении которых мы испытывали наиболее заметную зависимость от Европы – на 13 процентов. Особенно впечатляют показатели декабря: по сравнению с последним месяцем прошлого года пищепром выложил на прилавок на 20 % больше изделий из говядины и свинины.
На 14 процентов увеличилось производство растительных и животных масел, а также сыроварение. Наши сыроделы стремительно заполняют образовавшуюся на рынке нишу, откуда контрсанкции выгнали европейских конкурентов. Декабрьский объём отечественного сыра, поданного к столу сограждан, возрос на треть. Теоретически в этой отрасли можно ожидать двойного увеличения, если удастся полностью заменить резко подорожавшую импортную продукцию. Голодной страна точно не останется. Если кому и придётся туго затягивать пояса, так это потерявшим российский рынок аграриям Евросоюза.
Хотя российский ВВП в целом топчется на месте (что не мудрено после такой потери углеводородных доходов), обрабатывающая промышленность показала устойчивый рост в 2,5 %. Это существенно лучше, чем в 2013 году. Что важно – налицо ускорение роста к концу года, как реакция на изменение валютной конъюнктуры. Декабрьская прибавка составила уже 4,1 %.
Вполне ожидаемое увеличение объёмов демонстрируют экспортёры. Так, выплавка чёрных металлов выросла в целом на 5 процентов, выпуск минеральных удобрений – на 6 процентов с лишним.
Ещё более бурный рост наблюдается там, где в придачу к увеличившемуся экспорту происходит импортзамещение. Например, целлюлозно-бумажной продукции сделано на 5 % больше, пластмасс и изделий из них – на 7,5 %, разнообразной видеоаппаратуры (включая телевизоры) – на 8,5 %, стекла – почти на 12 %, стальных труб – на целых 14 %; производство органических красок и лаков выросло аж на 25 % по сравнению с прошлым годом.
В целом перед русской промышленностью открываются новые горизонты, позволяющие в краткосрочной перспективе превзойти, наконец-то, советский объём производства. Пока в процесс вовлекаются существующие мощности, придавленные было компрадорской политикой, ограничений роста не предвидится. Однако узким местом при нынешнем валютном курсе станет приобретение нового оборудования. Иностранная техника стала слишком дорогой и окупится нескоро, а собственную машиностроительную базу стране нужно создавать заново.
Вот почему средства, вкладываемые в развитие промышленности, должны не в пятьдесят раз уступать вливаниям в банковский сектор, что предусмотрено антикризисным планом, а как минимум превышать их. Тогда оздоровительный эффект нефтяного кризиса проявится в полной мере.
Иван ТАЛЯРОНОК
Санкции: Промежуточные итоги.
Подтверждаю часть выводов статьи по своим наблюдениям. Положительное движение в продовольственных магазинах есть.
На примере сыров: ассортимент сыров по странам-производителям понемногу замещается на российских производителей. А цена на те марки иностранных сыров что остались — взлетели высоко — покупать их становиться несколько накладно.
По ассортименту — в принципе сортов много. Сыры стали явно свежее (доставка быстрее от производителя). Качество сыров тоже неплохое. Но разнообразия все-таки хочется больше. Мне, к примеру не хватает прибалтийских сыров типа «Сваля» — нравится их вкус.
Думаю, схема импортозамещения выглядит примерно так (по примеру того же сыра, т.к. результаты быстрее всего будут заметны):
1) Цены на импортные сыры взлетают — Народ покупает их меньше — Магазины закупают их меньше — Благодаря высокой цене и уменьшившемуся ассортименту импорта отечественные производители могут предложить свой товар дешевле импорта, но дороже себестоимости, неплохо на этом заработав. Увеличение продаж позволит расширить свое производство. После расширения производства конкуренция заставит осваивать новые сорта сыров. При увеличении ассортимента и количества от разных производителей — у цен на сыры пойдет тенденция к снижению.